Нобелевскую премию по химии дали за создание молекулярных машин
Нобелевская премия по химии за 2016 год досталась французу Жан-Пьеру Саважу, американцу Фрейзеру Стоддарту и голландцу Бернарду Феринге. Они научились синтезировать молекулы, способные к запрограммированным движениям. Результаты их работы открыли дорогу к созданию молекулярных машин.
Об этом сообщается на официальном сайте Нобелевского комитета.
Жан-Пьер Саваж (Страсбургский университет) был одним из первых, кто начал синтезировать катенаны – молекулы, состоящие из двух или более колец, сцепленных механически. Он предложил использовать для их получения ионы меди – вокруг каждого такого иона соединяются два молекулярных полукольца, оказываясь продетыми через другое кольцо.
Фрейзер Стоддарт (Северо-Западный университет) «научил» сцепленные молекулы двигаться, например, скользить друг по другу, как это делают белки в сокращающихся мышечных волокнах. Кроме того, он создал ротоксаны – соединения, состоящие из циклической молекулы, надетой на молекулу-ось. Стоддарт придумал, как заставить кольца в ротоксанах «скакать» взад и вперед. На основе этих разработок ученый создал молекулярные «лифты», способны подниматься на высоту всего в 0,7 нанометра.
Наконец, третий лауреат, Бен Феринга из Университета Гронингена, создал первый в мире молекулярный мотор, способный под действием ультрафиолета вращаться в строго определенном направлении со скоростью до 12 миллионов оборотов в секунду. В 2011 Феринга построил молекулярную наномашину с четырьмя колесами, работающими по этому же принципу. В другом эксперименте исследователь раскрутил с помощью молекулярного мотора стеклянный цилиндр длиной 28 микрометров, в 10 000 раз превышающий по размерам сам мотор.
Как отмечается в сообщении Нобелевского комитета, работы Саважа, Стоддарта и Феринга можно сравнить с первыми шагами по миниатюризации компьютерных чипов, которая привела к компьютерной революции. Но теперь нечто похожее намечается и в машиностроении.
Размер Нобелевской премии в этом году составил 930 тысяч доларов.