Москва
3 января ‘25
Пятница

Самое массовое вымирание в истории Земли оказалось не столь уж массовым

Американский ученый показал, что масштабы вымирания, случившегося в конце пермского периода, были значительно преувеличены. В это время вымерло от силы 81% видов морских животных, а не 90-96%, как принято считать.

К такому выводу пришел Стивен Стэнли из Гавайского университета, чья статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Вымирание, произошедшее около 252 млн лет назад, на рубеже перми и триаса, считается самым масштабным за всю историю Земли. Оно было вызвано излиянием сибирских траппов (вулканических провинций), что привело к резкому росту температуры океана и повышению в нем концентрации углекислоты. Это самым пагубным образом сказалось на обитателях моря.

«Когда жизнь почти умерла» - гласит заголовок книги известного палеонтолога Майкла Бентона, посвященной этим событиям. В научных статьях, затрагивающих тему пермо-триасового вымирания, часто можно встретить утверждение, что в ходе него погибло до 96% видов морских животных. Эта цифра восходит к расчетам палеонтолога Дэвида Раупа, выполненным еще в 1979 году.

Стэнли показал - масштабы пермо-триасового вымирания, как, впрочем, и других массовых вымираний, оцениваются некорректно. Обычно размах вымирания высчитывается как отношение числа родов и семейств, исчезнувших за определенный интервал времени, к общему числу этих таксонов, существовавших на протяжении данного интервала.

Однако в этих подсчетах не учитываются два фактора - фоновое вымирание и эффект Синьора-Липпса. Фоновое вымирание происходит постоянно и не связано с какими-либо катастрофами: те или иные виды исчезают, например, не сумев выдержать давление хищников или конкурентов. Фоновое вымирание происходит и в тот интервал времени, когда имеет место вымирание массовое - поэтому важно отделить одно от другого, то есть отличить виды, которые вымерли бы в любом случае, от видов, истребленных глобальным бедствием.

Эффект Синьора-Липпса связан с неполнотой палеонтологической летописи. Он сводится к тому, что последнее появление таксонов в ископаемом состоянии далеко не всегда совпадает с их вымиранием. То есть группа животных может какое-то время продолжать свое существование, не сохраняясь в виде окаменелостей. Получается, что масштаб вымирания, подсчитанный на основании палеонтологических данных, всегда будет несколько преувеличен.

Стэнли попытался принять во внимание оба этих фактора. Кроме того, он учел отдельно вымирание, связанное со среднепермским кризисом, которое ранее смешивали с вымиранием в конце перми. У Стэнли получилось, что на рубеже перми и триаса вымерло, вопреки оценкам Раупа, только 81% видов и 62% родов морских организмов. При этом роковой рубеж пережило 90 отрядов (около 90% всего разнообразия) морской биоты и 220 семейств. Следовательно, отмечает Стэнли, было бы некорректно говорит, что жизнь в конце перми «почти умерла» - напротив, она и не думала этого делать.

Полная версия