Обычные суда смогут плавать через Северный полюс уже в 2050 году
Ученые выяснили, что глобальное потепление значительно улучшит судоходность Арктики уже к середине нынешнего столетия. Не исключено, что обычные суда смогут без проблем пересекать даже Северный полюс.
К такому выводу пришли британские специалисты из Университета Рединга, чья статья опубликована в журнале Geophysical Research Letters.
В наши дни навигация по Северному морскому пути, который пролегает вдоль арктического побережья России, сильно затруднена. Даже в относительно теплом 2012 году по нему проследовало всего 46 торговых судов. Однако авторы статьи выяснили – уже в нынешнем столетии ситуация может радикально измениться.
Используя климатическую модель CMIP5, исследователи подсчитали, насколько уменьшится площадь льдов в регионе, если среднегодовая температура Земли повысится на 2 градуса – именно такой предельно допустимый уровень глобального потепления предусмотрен Парижским соглашением по климату, которое было подписано в 2015 году.
Оказалось, что даже если рост температуры удастся удержать в этих пределах, то к 2050 году Арктика станет в два раза более доступной для обычных судов. Благодаря этому арктический путь из Восточной Азии в Роттердам в 2050 году сократиться до 23 дней, а к концу столетия – до 22 дней. В настоящее время, когда большинство судов плавает через Суэцкий канал, данный маршрут занимает не менее 30 дней.
Если же температура возрастет больше, чем на два градуса, то в 2050 году обычные суда смогут доплыть из Роттердама в Восточную Азию через Арктику за 20 дней, а в конце столетия – за 17. При этом Арктика будет открыта для навигации 4-8 месяцев, а не 2-4, как сейчас. Специализированные же суда ледового плавания смогут пересекать Арктику почти круглый год.
Впрочем, как отмечают ученые, Российской Федерации потепление Арктики ничего хорошего не принесет. Торговые суда, которые сейчас из-за льдов вынуждены плавать вдоль ее побережья, в будущем смогут не входить в ее территориальные воды, тем самым избегая уплаты пошлин.