Москва
16 ноября ‘24
Суббота

Социологи измерили влияние науки на западное мышление

Ученые выяснили, что за последние два столетия люди стали значительно чаще использовать в своей речи слова «как» и «почему». Вероятно, это связано с влиянием науки, которая заставляет обращать больше внимания на причинно-следственные связи.

Об этом говорится в статье американских социологов из Мичиганского университета, опубликованной в журнале Psychological Science.

Известно, что в разных культурах люди по-разному воспринимают причинность - на Западе причинно-следственным объяснениям уделяют больше внимания, чем на Востоке. Авторы статьи решили выяснить, всегда ли западное общество было настолько «зациклено» на поиске причин всего происходящего в окружающем мире, как это происходит сейчас.

Чтобы ответить на этот вопрос, они проанализировали более 4 млн англоязычных книг, оцифрованных Google, которые были изданы, начиная с 1800 года. Кроме того, социологи использовали подшивку газеты The New York Times, выходившей с 1851 года (всего за это время там было опубликовано около 14,8 млн статей), а также цифровой архив журнала Scientific American (выпускается с 1845 года).

Ученые подсчитывали, как менялась частота использования слов, связанных с описанием причинно-следственных отношений, например, наречий «как», «почему» и «поскольку», а также глаголов «предполагает» и «зависит». Выяснилось, что за последние два столетия они стали встречаться в текстах почти на 40% чаще, причем особенно сильно их доля выросла в XX веке.

По словам авторов статьи, этот результат нельзя объяснить какими-то чисто лексическими сдвигами или изменением значения слов. Скорее, дело в возросшем интересе к причинно-следственным объяснениям. Причиной этого могло стать усиление влияния науки и технологии на жизни общества, а также распространение естественнонаучного образовании.

Открытие свидетельствует, что базовые характеристики западного мышления не являются чем-то постоянным - напротив, они могут претерпевать резкие изменения в сравнительно короткие сроки.

Полная версия