«Древесный» асфальт снизит зависимость от нефти
Химики предложили добавлять в асфальт лигнин, основной компонент древесины. Это позволит снизить зависимость человечества от ископаемых углеводородов.
О перспективах внедрения «древесного» асфальта ученые из нидерландского фонда TNO рассказали на 229-й конференции Американского химического общества.
Битум – это вязкая смола на основе углеводородов, которая используется при производстве асфальта и кровельных материалов. Природный битум добывается из битумозных песков, а искусственный – путем переработки нефти. Нидерландские химики доказали, что до 50% битума, входящего в состав дорожного покрытия, можно заменить лигнином.
По своему химическому строению молекулы лигнина, состоящие из углеродных колец, напоминают битум. Лигнин является одним из основных компонентов древесины – он «скрепляет» целлюлозные волокна. При производстве бумаги лигнин является побочным продуктом и часто просто сжигается или выбрасывается.
Однако в составе асфальта лигнин может оказаться очень полезным – эксперименты показали, что при высоких температурах он делает дорожное покрытие менее плавким. Поэтому в жару на дороге из «древесного» асфальта колеи образуются не так быстро. Наоборот, при минусовых температурах смесь из битума и лигнина не так сильно растрескивается, как обычный битум.
Ежегодно в мире вырабатывается до 50 миллионов тонн лигнина, так что с его дефицитом дорожники не столкнутся. Пока образцы «древесного» асфальта испытывались только в лаборатории, но в ближайшее время ученые планируют замостить им 100-метровую велосипедную дорожку, протестировав материал в реальных погодных условиях.