Ученые доказали, что австралопитеки могли также хорошо удерживать предметы, как и представители Homo sapiens. Следовательно, они могли пользоваться орудиями труда.
К такому выводу пришли австрийские специалисты из Венского технологического университета, чья статья опубликована в свежем выпуске журнала Science.
Кисть современного человека отличается от кисти человекообразных обезьян тем, что наш большой палец противопоставлен остальным пальцам. Это позволяет плотно захватывать различные предметы и манипулировать ими. Считается, что такую особенность предки человека приобрели, отказавшись от лазания по деревьям и приступив к изготовлению орудий труда.
Авторы статьи показали, что уже у австралопитеков, живших 2-3 миллиона лет назад, кисть уже функционировала примерно так же, как у наиболее продвинутых представителей рода Homo - неандертальцев и современных людей. Ученые изучили с помощью томографа пястные кости австралопитеков, точнее, распределение губчатой костной ткани в них.
Перед этим ученые показали, что у Homo sapiens и неандертальцев, в отличие от шимпанзе, в головках третьей и пятой пястных костей губчатая костная ткань распределена неравномерно. Эту же картину они увидели и у австралопитеков, что доказывает - эти существа могли захватывать орудия труда, а их большой палец был противопоставлен остальным.
В то же время трабекулы, пластинки, из которых состоит губчатая костная ткань, у австралопитеков расположены столь же плотно, как у шимпанзе. Из этого ученые сделали вывод, что австралопитеки полностью не отказались от жизни на деревьях.
Напомним, недавно анализ губчатой костной ткани в бедренных костях древних индейцев помог установить, что земледелие и связанный с ним оседлый образ жизни сделали скелет человека более хрупкими. Последствия этой перемены были сравнимы с эффектом от длительного пребывания в невесомости.