Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Большинство московских компаний планируют сокращения

Большинство московских компаний уже уволили часть сотрудников или как минимум планируют сокращения. Больше всего увольнений придется на первый квартал. Между тем 6% компаний требуются новые сотрудники.

Большинство компаний (57%), которые работают в Москве, уже сократили своих сотрудников или собираются это сделать в 2009 году, сообщила на «круглом столе» в Госдуме директор Центра аналитических исследований «АНКОР Холдинг» Наталья Данина.Она представила опрос, который провел возглавляемый ею центр среди компаний Москвы. Исследование прошло в период с октября 2008-го по февраль 2009 года. В опросе приняли участие 237 компаний, из них 41% -- российские, 59% -- иностранные. Большую часть респондентов составили средние компании с численностью до 500 сотрудников, передает РИА «Новости».

Планы по изменению штата

«За период исследования 38% компаний сократили численность персонала, и 19% планируют сделать это в этом году», -- рассказала Данина.Самое большое количество сокращений должно прийтись на первый квартал 2009 года (13,1%). Средний процент планируемых сокращений составит 10-13%. «Но 6% компаний планируют увеличивать численность персонала», -- добавила Данина.

31% опрошенных компаний изменили зарплату своим сотрудникам, при этом в 20% случаев зарплата уменьшилась, а в 11% -- увеличилась. В среднем уменьшение составило 14%, а увеличение -- 11%, сообщила аналитик.

Кого увольняют в первую очередь

По ее словам, в числе критериев для увольнения на первом месте стоит неэффективность сотрудника, на втором -- мнение руководителя.Большинство опрошенных компаний (78%) считают, что кризис оказал отрицательное влияние на их работу, из них 49% компаний считают это отрицательное влияние значительным, а 29% -- несущественным. При этом 10% компаний сказали, что кризис оказал положительное влияние на их работу, не повлиял кризис на 5% респондентов.

Изменение зарплат

В 2009 году изменить зарплату планируют 38% компаний, при этом в 28% случаев компании увеличат зарплату, а в 10% планируют уменьшить. По ее словам, 59% компаний не планируют в 2009 году менять зарплату своим сотрудникам. Средний планируемый размер уменьшения зарплаты -- 17%, средний уровень увеличения -- 10%, отметила она.По данным аналитика, 36% компаний уже отменили определенные льготы социального пакета, 25% планируют сделать это в 2009 году. «Чаще всего компании отменяют проведение корпоративных развлекательных мероприятий, программы обучения или развития сотрудников, при этом сместился фокус со внешнего обучения на внутреннее обучение», -- рассказала она.Также компании применяют сокращение лимита на льготы. Например, по ее словам, если на оплату мобильного телефона направлялось по 3 тыс. руб., позже эта сумма составила 1 тыс. руб. Такое снижение является наиболее действенным и наименее болезненным для персонала, отметила Данина.

Малый и средний бизнес страдает

Между тем, по данным другой аналитической компании -- «ОПОРА России», почти половина (48%) малых и средних российских предприятий готовятся к ухудшению своих дел. При этом четверть компаний предполагают, что кризис не повлияет на состояние их бизнеса в ближайший месяц, а улучшений ждут 27%.

Опрос руководителей 300 компаний из 30 регионов проводился совместно с консалтинговой компанией «Бауман Инновейшн» по итогам января текущего года. «Сегодня доля компаний, которые характеризуют свое состояние как хорошее (28%), аналогична доле тех, кто дает негативную оценку состоянию своего бизнеса. Остальные компании предпочли формулировку «ни хорошо ни плохо», -- отмечается в обзоре.

Январский мониторинг показал, что к настоящему моменту влияние кризиса на внешнее окружение компаний оказалось неоднозначным: позитивные изменения отмечаются в доступности персонала и недвижимости, негативные -- в доступности финансовых средств, спросе, задолженностях со стороны покупателей, ценах поставщиков и административном регулировании, говорят в ОПОРе.

Влияние кризиса

Изменения во внешнем окружении затрагивают различные аспекты деятельности самих компаний: меняются объемы продаж и рентабельность, компании реагируют изменением численности и зарплат сотрудников, изменяют отпускные цены и объемы задолженностей.

Из-за кризиса смягчается серьезная для предприятий кадровая проблема: 46% опрошенных компаний отмечают, что подобрать персонал становится проще.

Более доступной становится недвижимость: ситуация с подбором помещений для бизнеса с начала кризиса улучшилась для 40% респондентов. Тем не менее проблемы кадров и недвижимости остаются достаточно острыми: почти половина респондентов продолжают испытывать сложности с подбором персонала, а более трети компаний -- с поиском помещений.

Полная версия