В России насчитывается 50 тыс. печатных СМИ, из них реально работают менее половины. На самоокупаемость выходят и того меньше изданий. Они испытывают жесткую конкуренцию со стороны интернет-СМИ.
В России насчитывается более 50 тыс. печатных СМИ, при этом реально работают менее половины из них. "Согласно электронной базе данных Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать), на декабрь 2008 года количество всех печатных СМИ составляло 51 тыс. 726 наименований. Из них 27 тыс. 476 газет и 20 тыс. 433 журнала (остаток числа составляют иные формы периодики, которым, в частности, относятся некоторые альманахи, бюллетени, сборники и т.д.)", -- сообщил "Интерфаксу" заместитель начальника управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Роспечати Геннадий Кудий.
Серьезные издания по пальцам пересчитать
В целом, "в 2006-2008 годах динамика роста количества печатных СМИ была, но незначительная -- всего добавилось около тысячи наименований". Из общего числа журналов «только порядка 45%... находится в постоянном рыночном обороте». «Что касается газет, то здесь число реально и постоянно функционирующих несколько больше и, возможно, составляет порядка половины», -- добавил Кудий.
Развивая эту тему, он высказал мнение, что "существует только порядка трех, возможно, трех с половиной тысяч газет и журналов, которые реально формируют рынок", а тех, которые реально зарабатывают сами, еще меньше. "Конечно, это очень трудная арифметика, но среди журналов по-настоящему успешными можно считать порядка тысячи, может полутора, а такие газеты - вообще, образно выражаясь, можно по пальцам пересчитать. Ну, 300. Ну, возможно, 500", -- рассказал представитель Роспечати.
Выход на самоокупаемость -- задача не из легких
Кроме того, он обратил внимание на то, что даже те газеты, которые реально зарабатывают сами, тоже привлекают государственные деньги. "Существует система госзаказа. И, например, когда нужно разместить информацию, связанную с каким-то социальными вопросами, естественно государственные структуры смотрят, в каких изданиях это эффективнее разместить", - пояснил Кудий.
По его мнению, существовать на собственные средства большинству печатных СМИ "мешает много факторов". "Самих газет очень много. Потом -- основную базу печатных СМИ составляют региональные, а доходы населения в регионах гораздо меньше, чем в Москве. Рекламный рынок там не такой уж большой. Интернет выбивает аудиторию, ТВ у нас более востребовано как средство информации", - сказал представитель Роспечати.
Отвечая на вопрос, предпринимают ли что-то печатные СМИ для того, чтобы оптимизировать свой бюджет, Кудий рассказал, что многие ежедневные газеты переформатируются в еженедельные, "поскольку выходить каждый день - это очень трудоемкий и недешевый процесс". "Сокращение ежедневных газет - тенденция однозначная", -- подчеркнул Кудий.
Кризис как союзник СМИ
Между тем, как сообщало ранее РИА «Новости», руководитель Роспечати Михаил Сеславинский видит в экономическом кризисе фактор не только негативного характера. По его мнению, он позволит российским СМИ развиваться более эффективно. "Безусловные плюсы у кризиса есть. Когда-то должна была остановиться эта безумная гонка цен, безумные закупочные цены, это развращение со стороны производителей занятых актеров с безумными зарплатами всем, включая осветителей и операторов, растущие требования конкуренции с точки зрения оплаты эпизодов -- это все привело к тому, что индустрия загнала цены на такой порог, что его нужно снижать.
Поэтому кризис в этом плане можно воспринимать как благодать, которая поможет", -- заявил Сеславинский. Чиновник отметил, что у телевизионных вещателей накоплен достаточно большой фонд с точки зрения контента, поэтому ситуации, когда в эфирную сетку будет нечего ставить не будет.