Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Для автопрома настали тяжелые времена

Финансовый кризис перекраивает мировой авторынок. «КамАЗ» сокращает план производства на этот год, «Группа ГАЗ» приостановливает сборку грузовиков до понедельника, машин Opel и BMW станет меньше, а Toyota больше не крупнейший по капитализации автопроизводитель.

У нас

Как сообщили источники «Интерфакса» в ОАО «КамАЗ», компания сокращает план производства на этот год на 20%. По их словам, руководство также приняло решение о введении четырехдневной рабочей недели. В январе--сентябре 2008 года компания произвела и реализовала 41,85 тыс. грузовых автомобилей, что на 9,8% превышает показатель аналогичного периода предыдущего года.

На текущий момент «КамАЗ» и «Тройка Диалог» ведут переговоры о продаже 42% акций ОАО германскому концерну Daimler, которая, по признанию участников сделки, может не состояться из-за затянувшегося падения фондового рынка. Между тем в начале 2008 года глава компании Сергей Когогин сообщал о планах «КамАЗа» инвестировать до 2012 года $1,5 млрд, которые будут направлены на двукратное увеличение производства -- до 100 тыс. автомобилей в год -- и его модернизацию.

«Проблема в том, что финансовый кризис добрался до производственного сектора», -- считает аналитик Банка Москвы Михаил Лямин. По его словам, когда вслед за новостью об остановке конвейера Горьковского автозавода последовало известие о снижении производства на «КамАЗе», стало похоже на то, что «проблема не в конкретной компании, а в самом рынке коммерческого транспорта, который рассматривали как потенциально наиболее интересный».

Во вторник «Группа ГАЗ» объявила об остановке производства грузовых автомобилей на конвейере Горьковского автомобильного завода в Нижнем Новгороде с 6 по 10 октября из-за финансовых сложностей. По словам пресс-секретаря компании Олега Гамова, конвейер должен возобновить работу в понедельник 13 октября, передает РИА «Новости».

Вместе с тем «АвтоВАЗ» пока никаких мер не принимает. «Мы следим за рынком, ситуация может развиваться по нескольким сценариям, но на сегодняшний день мы не принимали решения о пересмотре планов», -- сообщила пресс-секретарь президента компании Бориса Алешина Наталья Сидорук.

У них

Мировые автопроизводители также испытывают проблемы. BMW на следующей неделе на четыре дня приостановит работу конвейера в Лейпциге, с него не сойдут 2800 автомобилей.

Adam Opel (принадлежит General Motors) объявил об остановке производства в Эйзенахе. На другом заводе в Бохуме производство было остановлено на прошлой неделе, оно возобновится на следующей. В целом по итогам года Opel ожидает снижения производства на 40 тыс. автомобилей.

А сама General Motors в спешном порядке ищет способы привлечения денежных средств и подумывает о продаже штаб-квартиры в центре Детройта. Однако пока компания борется за здание. По информации Detroit News, GM ведет переговоры о займе в размере $500 млн для рефинансирования кредита, ушедшего на покупку комплекса Renaissance Center. Немногим ранее руководство компании решило выставить на продажу Hummer, а в будущем может попытаться избавиться и от других активов.

Из-за снижения прогнозов роста мировой экономики на торгах во вторник резко подешевели акции Toyota Motor. На Токийской фондовой бирже цена акций японского автопроизводителя снизилась на 4,9% -- до 3,71 иены за штуку (самый низкий показатель с марта 2004 года). Таким образом, капитализация компании уменьшилась до $124,3 млрд. Кроме того, с начала этого года довольно существенно упали продажи Toyota в США – из-за растущих цен на топливо американцы отказываются от неэкономичных пикапов Tundra и джипов Sequoia.

Лидером автопрома по капитализации стал Volkswagen, чья капитализация на сегодняшний день составляет $127,5 млрд. Дела компании в этом году шли неплохо – на фоне продажи 50% акций Volkswagen компании Porsche SE акции немецкого автогиганта с начала года подорожали на 87% и 18 сентября достигли €304 за штуку.

«Сейчас автомобильная промышленность находится в тяжелой ситуации. У «Тойоты» хорошие показатели, чтобы выжить, но она постадает, как и все остальные», -- так агентству Bloomberg прокомментировал ситуацию президент токийской управляющей компании Atlantis Investment Research Corp. Эдвин Мернер. «Тойота» -- игрок глобального уровня. Она должна выйти (из кризиса) даже более сильной и с большей долей на рынке», -- отметил Мернер.

Однако самые большие проблемы с ликвидностью, похоже, грозят компании Ford – рейтинговое агентство Fitch снизило ее кредитный рейтинг, а цена акций во вторник упала до 23-летнего минимума. Несмотря на некоторое оживление американского фондового рынка после решения ФРС о выкупе краткосрочных долговых обязательств, акции Ford на Нью-йоркской фондовой бирже уже к полудню подешевели на 11,7% -- до $3,26. Стоимость ценных бумаг автопроизводителя, таким образом, обновила минимум ноября 1985 года.

Пока ни о каких спешных преобразованиях руководство Ford не объявляло. На днях оно пересмотрело свои планы и все-таки решило запустить на американском рынке мини-кар Ka, предназначенный для экономных европейцев. Обновленная модель мини-кара представлена на Парижском автосалоне, а в Европе ее будут продавать с начала 2009 года. Сейчас Ford продает в США только одну модель компактных автомобилей – Focus, который по размерам превышает Ka. Спрос на Focus в сентябре этого года вырос на 24%.

Полная версия