Для автопрома настали тяжелые времена
Финансовый кризис перекраивает мировой авторынок. «КамАЗ» сокращает план производства на этот год, «Группа ГАЗ» приостановливает сборку грузовиков до понедельника, машин Opel и BMW станет меньше, а Toyota больше не крупнейший по капитализации автопроизводитель.
У нас
Как сообщили источники «Интерфакса» в ОАО «КамАЗ», компания сокращает план производства на этот год на 20%. По их словам, руководство также приняло решение о введении четырехдневной рабочей недели. В январе--сентябре 2008 года компания произвела и реализовала 41,85 тыс. грузовых автомобилей, что на 9,8% превышает показатель аналогичного периода предыдущего года.
На текущий момент «КамАЗ» и «Тройка Диалог» ведут переговоры о продаже 42% акций ОАО германскому концерну Daimler, которая, по признанию участников сделки, может не состояться из-за затянувшегося падения фондового рынка. Между тем в начале 2008 года глава компании Сергей Когогин сообщал о планах «КамАЗа» инвестировать до 2012 года $1,5 млрд, которые будут направлены на двукратное увеличение производства -- до 100 тыс. автомобилей в год -- и его модернизацию.
«Проблема в том, что финансовый кризис добрался до производственного сектора», -- считает аналитик Банка Москвы Михаил Лямин. По его словам, когда вслед за новостью об остановке конвейера Горьковского автозавода последовало известие о снижении производства на «КамАЗе», стало похоже на то, что «проблема не в конкретной компании, а в самом рынке коммерческого транспорта, который рассматривали как потенциально наиболее интересный».
Во вторник «Группа ГАЗ» объявила об остановке производства грузовых автомобилей на конвейере Горьковского автомобильного завода в Нижнем Новгороде с 6 по 10 октября из-за финансовых сложностей. По словам пресс-секретаря компании Олега Гамова, конвейер должен возобновить работу в понедельник 13 октября, передает РИА «Новости».
Вместе с тем «АвтоВАЗ» пока никаких мер не принимает. «Мы следим за рынком, ситуация может развиваться по нескольким сценариям, но на сегодняшний день мы не принимали решения о пересмотре планов», -- сообщила пресс-секретарь президента компании Бориса Алешина Наталья Сидорук.
У них
Мировые автопроизводители также испытывают проблемы. BMW на следующей неделе на четыре дня приостановит работу конвейера в Лейпциге, с него не сойдут 2800 автомобилей.
Adam Opel (принадлежит General Motors) объявил об остановке производства в Эйзенахе. На другом заводе в Бохуме производство было остановлено на прошлой неделе, оно возобновится на следующей. В целом по итогам года Opel ожидает снижения производства на 40 тыс. автомобилей.
А сама General Motors в спешном порядке ищет способы привлечения денежных средств и подумывает о продаже штаб-квартиры в центре Детройта. Однако пока компания борется за здание. По информации Detroit News, GM ведет переговоры о займе в размере $500 млн для рефинансирования кредита, ушедшего на покупку комплекса Renaissance Center. Немногим ранее руководство компании решило выставить на продажу Hummer, а в будущем может попытаться избавиться и от других активов.
Из-за снижения прогнозов роста мировой экономики на торгах во вторник резко подешевели акции Toyota Motor. На Токийской фондовой бирже цена акций японского автопроизводителя снизилась на 4,9% -- до 3,71 иены за штуку (самый низкий показатель с марта 2004 года). Таким образом, капитализация компании уменьшилась до $124,3 млрд. Кроме того, с начала этого года довольно существенно упали продажи Toyota в США – из-за растущих цен на топливо американцы отказываются от неэкономичных пикапов Tundra и джипов Sequoia.
Лидером автопрома по капитализации стал Volkswagen, чья капитализация на сегодняшний день составляет $127,5 млрд. Дела компании в этом году шли неплохо – на фоне продажи 50% акций Volkswagen компании Porsche SE акции немецкого автогиганта с начала года подорожали на 87% и 18 сентября достигли €304 за штуку.
«Сейчас автомобильная промышленность находится в тяжелой ситуации. У «Тойоты» хорошие показатели, чтобы выжить, но она постадает, как и все остальные», -- так агентству Bloomberg прокомментировал ситуацию президент токийской управляющей компании Atlantis Investment Research Corp. Эдвин Мернер. «Тойота» -- игрок глобального уровня. Она должна выйти (из кризиса) даже более сильной и с большей долей на рынке», -- отметил Мернер.
Однако самые большие проблемы с ликвидностью, похоже, грозят компании Ford – рейтинговое агентство Fitch снизило ее кредитный рейтинг, а цена акций во вторник упала до 23-летнего минимума. Несмотря на некоторое оживление американского фондового рынка после решения ФРС о выкупе краткосрочных долговых обязательств, акции Ford на Нью-йоркской фондовой бирже уже к полудню подешевели на 11,7% -- до $3,26. Стоимость ценных бумаг автопроизводителя, таким образом, обновила минимум ноября 1985 года.
Пока ни о каких спешных преобразованиях руководство Ford не объявляло. На днях оно пересмотрело свои планы и все-таки решило запустить на американском рынке мини-кар Ka, предназначенный для экономных европейцев. Обновленная модель мини-кара представлена на Парижском автосалоне, а в Европе ее будут продавать с начала 2009 года. Сейчас Ford продает в США только одну модель компактных автомобилей – Focus, который по размерам превышает Ka. Спрос на Focus в сентябре этого года вырос на 24%.