Поезд с «Протоном-М» попал в аварию
В Ульяновской области в аварию попал железнодорожный состав, перевозивший «Протон-М». Ракета-носитель, по предварительным данным, не пострадала, серьезных повреждений специалисты визуально не выявили. Но после доставки «Протона» на Байконур будет проведен дополнительный осмотр с использованием спецоборудования. При необходимости для запуска может быть задействована резервная ракета.
Железнодорожная авария произошла в Ульяновской области с участием состава, перевозившего ракету-носитель «Протон-М», которой предстоит вывести в сентябре на орбиту три российских навигационных спутника «Глонасс-М». По информации пресс-службы ГКНПЦ имени М. В. Хруничева, инцидент произошел еще 18 июля в районе Ульяновска, но известно о нем стало только в среду.
«Во время транспортировки по железной дороге спецтранспорта с ракетой-носителем «Протон» произошло несанкционированное воздействие на железнодорожный состав. Ракета не пострадала и по внешним признакам серьезных повреждений не имеет. В настоящее время состав продолжил движение к станции назначения», -- говорится в сообщении пресс-службы.
«После проведения проверок непосредственно на космодроме Байконур, где имеются для этого все необходимые резервные мощности и оборудование, будет принято решение о возможности дальнейшего использования ракеты-носителя. В случае необходимости замены имеется возможность использования резервной ракеты», -- сказали в научно-производственном центре, отметив, что «данное происшествие не должно сказаться на сроках предстоящего в сентябре запуска спутников «Глонасс».
Источник на космодроме «Байконур» сообщил «Интерфаксу», что «зацепились вагоны двух встречных железнодорожных составов, в которых были негабаритные вагоны». «В одном из составов находились блоки ракеты-носителя «Протон-М», которая за несколько дней до этого была отправлена на космодром с завода Центра имени Хруничева», -- рассказал источник.
«Протон-М», модернизированный вариант ракеты-носителя «Протон-К», обладает улучшенными эксплуатационными и экологическими характеристиками. При создании «Протона-М» использованы увеличенные головные обтекатели, что позволяет более чем вдвое увеличить объем для размещения полезного груза и использовать ряд перспективных разгонных блоков.
На ракете-носителе установлена новая система управления на основе бортового цифрового вычислительного комплекса, обеспечивающая оперативный ввод или изменение полетного задания. На «Протоне-М» решена задача резкого сокращения размеров полей, отводимых для падения отработавших первых ступеней.
Как отмечают в Государственном космическом научно-производственном центре имени М. В. Хруничева, уменьшение размеров полей падения позволяет снизить арендную плату, облегчить задачи по поиску и утилизации остатков первой ступени. Ракета падает на землю практически «чистой» -- циклограмма работы ЖРД первой ступени «Протона-М» обеспечивает полную выработку компонентов из ее баков.
Первый запуск комплекса «Протон-М» – «Бриз-М» состоялся в апреле 2001 года. «Протон-М» используется для выведения полезных нагрузок в рамках Федеральной космической программы и коммерческих программ.