Буш ссудит автогигантам $17 млрд
Администрация Буша поможет автогигантам краткосрочными кредитами. Им выделят $17,4 млрд из фонда плана Полсона. Chrysler и General motors находятся на грани банкротства, их крах грозит коллапсом всей экономики.
Администрация Буша решила поддержать стоящих на грани банкротства американских автогигантов краткосрочными кредитами. В общей сложности им выделят $17,4 млрд, деньги будут взяты из фонда плана Полсона ($700 млрд). Причем кредиты им выдадут в два этапа: сначала распределят $13,4 млрд, затем, в случае необходимости, -- еще $4 млрд, передает Reuters. Деньги разделят следующим образом: General motors получит $9,4 млрд, Chrysler -- $4 млрд (о том, как распределят остальные $4 млрд, не сообщается). Что касается третьей компании "детройтской тройки", Ford, то, по словам представителя Белого дома, "(она) не считает, что нуждается в данный момент в дотации". По последней информации, решение Буша поддержал и избранный президент США Барак Обама. Он назвал его "необходимым шагом" на пути восстановления экономики.
Условия
При этом к General motors и Chrysler предъявляются особые требования. Во-первых, в случае если компании не пойдут вверх до 31 марта будущего года, снабжение их деньгами будет прекращено. Правительственные комиссии получат доступ ко всей отчетности автогигантов. Во-вторых, они обязаны установить жесткие рамки максимальных размеров премии своим гендиректорам. В-третьих, они должны будут гарантировать выплаты по своим неголосующим акциям. В-четвертых, им запрещается заключать сделки общей суммой более $100 млн.
Банкротство или кредиты?
Ранее сообщалось, что правительство обсуждает несколько возможных путей спасения автогигантов, включая краткосрочные займы из фонда плана Полсона ($700 млрд), а также проведение их через процедуру банкротства.
На днях министр финансов США Генри Полсон заявил: «Администрация Буша убеждена, что потрепанная кризисом экономика не выдержит коллапса «детройтской тройки» и посему рассматривает вариант их «спокойного» банкротства». «Если реорганизация или банкротство неизбежны, не лучше ли прийти к ним через спокойную, организованную процедуру?», -- вопрошал министр. Полсон добавил, что президент Буш постарается уберечь компании от банкротства -- «если это вообще возможно». «Когда смотришь на объем этой отрасли и ее размах… кажется, что пойти на это [процедуру банкротства] -- значить неосмотрительно подвергнуть себя большому риску», -- считает Буш.
В то же время он подчеркнул, что главной задачей правительства является возврат автогигантов на путь прогресса и роста, и для достижения этой цели всем игрокам придется пойти на некоторые жертвы. Возродить действительно конкурентоспособную автоиндустрию -- вот настоящая цель правительства, убежден Буш.
«Не надо банкротства!»
Однако ни сами автогиганты, ни другие игроки рынка не намерены мириться с перспективой банкротства. Так, вчера представители «детройтской тройки» подчеркнули, что «банкротство -- это не ответ». Несколькими днями ранее с таким же заявлением выступил и представители профсоюза работников автоиндустрии и Ассоциации национальных дилеров автомобилей. Все они убеждены, что продажи проходящей процедуру банкротства компании резко упадут, ибо потребитель побоится покупать автомобиль, чей производитель может неожиданно «рухнуть» (а вместе с ним обрушатся и все его обязательства по сервису и гарантии).
Белый дом же считает такую позицию опасной: в случае промедления и затягивания компании могут обрушиться в одночасье, и тогда последствия для индустрии могут быть еще более удручающими. «Спонтанное банкротство этих компаний просто неприемлемо, -- заявила вчера в эфире «Си-эн-эн» пресс-секретарь Белого дома Дана Перино. -- Оно может стать очень сильным ударом по нашей экономике, настолько сильным, что мы просто его не выдержим».
Праздники продолжаются, гуляют все
Между тем сами автопроизводители на днях заявили о продлении праздничных каникул для своих предприятий. Chrysler на четыре недели приостанавливает конвейеры всех своих североамериканских заводов; Ford на неделю продлит январские каникулы для десяти своих североамериканских заводов, General Motors -- для 20.
Просьба о помощи
19 ноября американские автоконцерны обратились к государству. Палата представителей поддержала выделение им денег, однако сенат отказался помогать: в верхней палате парламента посчитали, что автопроизводители не предоставили достаточно разработанного плана выхода из кризиса, поэтому могут потратить деньги просто впустую. После этого появилась информация, что администрация Буша планирует самостоятельно, без получения согласия конгресса помочь автогигантам. Деньги при этом должны были бы быть взяты из фонда плана Полсона ($700 млрд).
Убытки «большой тройки»
По данным топ-менеджмента компаний, убытки «большой тройки» составляют порядка $18 млрд. $7 млрд приходится на долю GM, $8 -- на Ford и $3 -- на Chrysler. Как заявили в GM и Chrysler, они могут перестать функционировать в течение нескольких недель.
Ставки очень высоки. На заводах в Детройте работают около 750 тыс. человек. Кроме того, порядка 730 тыс. человек производят комплектующие материалы и запчасти для автомобилей. Еще 1 млн человек работает в различных представительствах компаний. Если один концерн из «большой тройки» обанкротится, то это будет сильнейший удар по американской экономике.