В 10.00 мск «Газпром», как и обещал, начал ограничивать объем поставляемого Белоруссии газа. Он начал с 15% и далее постепенно (как именно -- не уточняется) увеличит цифру до 85%. Позиция компромиссная: ранее белорусы заявляли, что по контракту ограничение может затронуть не более чем как раз 15%. Повторения газового кризиса начала 2009 года «Газпром» не опасается.
«Газпром» в 10.00 мск понедельника приступил к ограничению поставок газа в Белоруссию, лимит ограничения вначале составит 15% от суточной нормы, затем он постепенно будет увеличен до 85%, сообщил глава российского газового холдинга Алексей Миллер на заседании оперативного штаба. «Закончился отведенный срок -- пять дней, который был дан белорусской стороне... Задолженность не погашена. С десяти утра московского времени 21 июня 2010 года вводится режим ограничения поставки российского газа в Республику Беларусь на 15% от объемов плановой посуточной поставки газа с постепенным выходом на уровень ограничения до 85% пропорционально задолженности», -- цитирует его РИА «Новости».
Близкий к «Газпрому» источник рассказал «Интерфаксу», что при сокращении поставок газа Белоруссии европейским потребителям не стоит опасаться повторения длительного кризиса, подобного украинскому. «У «Белтрансгаза» нет такой гибкости, какой обладает НАК «Нафтогаз Украины», перераспределить ресурсы внутри системы нет возможности, они будут вынуждены договариваться, и договариваться быстро», -- подчеркнул он.
Параллельно «Газпром» снизил штрафные коэффициенты за несанкционированный отбор газа по долгосрочным контрактам до 1,1 летом и 1,5 в зимний период, сообщил на пресс-конференции член правления газового холдинга Кирилл Селезнев. «По итогам работы с потребителями мы пошли на то, чтобы снизить коэффициент до 1,1 летом и 1,5 зимой», -- сообщил он.
Ранее штрафной коэффициент летом составлял 1,5, зимой -- 3. Селезнев отметил, что коэффициент за несанкционированный отбор газа был предусмотрен долгосрочными контрактами, а решение о его снижении было принято по итогам консультаций с потребителями и ведомствами. «В целом мы поставляем газ по цене с коэффициентом более 1», -- сказал он.
Минск настаивает на своем
«Белтрансгаз» между тем продолжает настаивать, что сам «Газпром» должен ему $200 млн. «На сегодняшний день имеется задолженность «Газпрома» за транзит. Она подтверждается реальными документами, и непонятно, почему руководство «Газпрома» не знает об этой ситуации. Их службы не докладывают, а руководство «Газпрома» вводит в заблуждение президента России», -- заявил агентству представитель белорусской компании.
«Наша позиция заключается в том, что предпринятое ограничение поставок газа в Белоруссию является незаконным и необоснованным, оно ничем не задокументировано», -- подчеркнул он.
При этом представитель компании подтвердил, что «сегодня утром мы получили телеграмму «Газпрома» об ограничении поставок газа на 15% с последующим его увеличении».
Медведев велел не медлить
За час до этого президент России Дмитрий Медведев поручил «Газпрому» приступить к ограничению поставок газа Белоруссии, продолжая при этом консультации с Минском по урегулированию долга. «Приступайте тогда к соответствующей процедуре, сохраняя взаимодействие с белорусскими партнерами и побуждая их к исполнению договора и в соответствии с теми правилами, которые существуют у «Газпрома» с иными контрагентами», -- заявил президент Алексею Миллеру.
Россия будет ограничивать поставки газа Белоруссии с понедельника «постепенно, по суткам и пропорционально объему долга», отметил Миллер. «Газпром» должен действовать в соответствии с договорами и исходя «из нашего понимания партнерских отношений и тех проблем, которые существуют», сказал президент. «Но тем не менее, -- особо отметил Медведев, -- необходимо отстаивать интересы российских потребителей и в конечном итоге российского государства».
Миллер напомнил президенту, что «Белоруссия признает долг за газ, но предлагает оплату произвести машинами, оборудованием и разными другими товарами». 27 мая президент Белоруссии Александр Лукашенко сообщил, что готов продать России контрольные пакеты «Белтрансгаза» и Мозырского НПЗ в обмен на поставку нефти и газа по внутрироссийским ценам.
Медведев же подчеркнул, что в соответствии с российским законодательством иностранные платежи могут приниматься только в иностранной валюте. «Газпром» ничем не может принимать оплату за долг -- ни пирогами, ни маслом, ни сыром, ни другими средствами платежей», -- особо отметил российский лидер.
Хронология противостояния
Очередной конфликт между Россией и Белоруссией возник задолго до выдвинутого 15 июня Медведевым ультиматума Минску. Контрактная цена на российский газ для Белоруссии в первом квартале 2010 года составила $169,22 за 1 тыс. кубометров, во втором -- $184 за 1 тыс. кубометров, однако белорусская газовая компания «Белтрансгаз» с начала года платит за топливо по $150.
Россия оценивает долг Белоруссии почти в $200 млн, а Минск -- в $133 млн. Белорусские власти объясняют, что цены на газ «Газпрома» слишком высоки. Они отмечают, что контракт на поставки топлива предполагает увязку цен для Белоруссии с ценами внутри России. В «Газпроме» считают, что белорусские чиновники обманываются.
15 июня Медведев выдвинул Минску ультиматум: или оплатить деньгами всю сумму долга за пять дней, или с понедельника, 21 июня, получать лишь 15% от оговоренного объема поставок газа. «Вы выйдете на руководителей соответствующих белорусских структур и предложите погасить задолженность. Если этого сделано не будет, тогда придется применять другие меры», -- пригрозил тогда глава российского государства.
Позднее официальный представитель российского монополиста Сергей Куприянов отметил, что в случае невыполнения условий ультиматума с 10.00 21 июня «Газпром» сократит поставки газа Белоруссии на 85%. 17 июня зампред «Газпрома» Валерий Голубев рассказал журналистам, что белорусские власти «каждый день обещают заплатить», но денег от них пока не поступало.
18 июня Александр Лукашенко объявил, что, по мнению белорусских властей, они ничего не должны «Газпрому». «Мы ведем переговоры, если исходить из точки зрения России, это долг за газ, если исходить из того, что я сказал, никакого долга нет. Я думаю, договоримся», -- сказал он тогда.
Через несколько часов после этого позиция Минска стала еще более жесткой. Первый замминистра энергетики Белоруссии Эдуард Товпинец заявил в эфире белорусского телевидения, что это не Белоруссия должна «Газпрому», а «Газпром» -- Белоруссии. По его словам, российская компания задолжала за транзит газа в Европу около $200 млн.
Вчера высокопоставленный представитель минэнергетики Белоруссии заявил РИА «Новости», что в случае ограничения поставок газа будет нарушен транзит в Европу. «Если введут ограничение в 15%, трудно будет не затронуть вопросы транзита. Чтобы газотранспортная система работала, в ней технологически нужно поддерживать определенное давление», -- сказал он.
Он подчеркнул, что «Газпром» в соответствии с контрактом имеет право ограничить поставки газа в Белоруссию на 15%, а не на 85%. За день до этого министр энергетики России Сергей Шматко объявил, что в случае угрозы транзиту энергоресурсов через Белоруссию Россия подаст на нее в суд.