Кризис книжного рынка затягивается
Кризисные тенденции на книжном рынке России в 2010 году могут не только сохраниться, но и усугубиться, прогнозируют в Роспечати. Книжные тиражи продолжат падать и дробиться. В то же время те участники рынка, которые прошли испытание кризисом, смогут при повышении потребительского спроса стать локомотивами роста индустрии.
Экономический кризис оказал серьезное негативное влияние на книжный рынок России, проявившееся в падении спроса на книжную продукцию и вызванном им падении и дроблении тиражей, говорится в докладе Роспечати о перспективах развития рынка в 2009 году. «Последствия (кризиса) нашли свое выражение в возврате спроса посетителей магазинов к дешевому ассортименту, уменьшению размера «среднего чека», то есть сокращении расходов покупателей на приобретение книг и снижение посещаемости книжных магазинов», -- говорится в исследовании.
В ответ на эти тенденции издательские и книготорговые компании провели оптимизацию расходов, повышая экономическую эффективность деятельности. «Кризис во многом пошел компаниям на пользу, так как компании избавлялись от балласта в виде перепроизводства и значительного количества случайных проектов, -- отмечается в документе. -- Отрасль, сделав шаг назад в объемных показателях своей деятельности, сохранила инфраструктуру и пока не потеряла в количестве субъектов рынка, производящих национальный книжный продукт».
«Иными словами, сокращение основных показателей книгоиздания произошло не за счет массовой ликвидации издательств, а за счет «сжатия» деятельности издательств по всему рынку», -- подчеркивают авторы доклада. Ссылаясь на различных экспертов, они отмечают, что перспективы развития книжного рынка в текущем году оцениваются по-разному, но значительная часть специалистов предрекает ему дальнейший кризис.
«Ввиду того, что книжная отрасль является самой инертной в медиаиндустрии, целый ряд негативных тенденций 2009 года может не только продолжить действовать, но и даже усугубиться в 2010 году», -- говорится в исследовании. Некоторые эксперты предполагают, что рынок ждет новый виток борьбы за рынки сбыта, активизируется процесс слияний-поглощений.
В то же время специалисты допускают, что при благоприятных обстоятельствах (прежде всего повышении потребительского спроса) те компании, которые сумели выжить в условиях кризисных явлений и оптимизировать деятельность, «смогут через какое-то время не только восстановить докризисные объемы своей деятельности, но и превзойти их».