Деньги автогигантам выделят из плана Полсона
Деньги автогигантам администрация Джорджа Буша нашла в фонде плана Полсона. Ранее конгресс отказался выделить «детройтской тройке» $14 млрд. Это поставило автопроизводителей, а вместе с ними и весь американский автопром на грань банкротства.
Администрация Джорджа Буша рассмотрит возможность использования выделенных по плану Полсона денег ($700 млрд) на поддержку «детройтской тройки» -- компаний Gеneral Motors, Ford и Chrysler, передает Bloomberg. «В нормальных экономических условиях мы бы предпочли, чтобы [именно] рынок определял конечную судьбу частных компаний, -- озвучила позицию правительства пресс-секретарь Белого дома Дана Перино. -- Но учитывая нынешнее шаткое положение американской экономики, в случае необходимости мы рассмотрим каждую возможную опцию, включая использование [выделенных по плану Полсона] средств для предотвращения коллапса автопрома».
«Стремительный обвал этой индустрии может иметь самые серьезные последствия для нашей экономики, -- отметила Перино. -- Было бы безответственно и далее ослаблять и дестабилизировать нашу экономику».
Обама согласен с Бушем
С позицией администрации Буша согласен и избранный президент США Барак Обама. Он выразил надежду, что правительство и конгресс «все же найдут способ» помочь автопроизводителям, передает Reuters. «Вопрос партийной принадлежности не должен влиять на восстановление нашей экономики в целом [Обама намекнул на то, что именно республиканские сенаторы провалили план поддержки автопрома]», -- подчеркнул он. «Я надеюсь, что администрация [Буша] и конгресс все же найдут способ оказать отрасли временную поддержку, которой она добивается, когда просит о долгосрочном кредите», -- отметил Обама. Ранее спикер палаты представителей Нэнси Пелоси и лидер меньшинства в сенате Гарри Рид (оба -- демократы) потребовали от администрации Буша взять деньги на поддержку автопрома из фонда плана Полсона.
Отказ сената
Предполагавший помощь «детройтской тройке» законопроект сенат отклонил вчера, причем провалили его именно имеющие в сенате большинство республиканцы. Сенаторы не смогли договориться с профсоюзом о реструктуризации долга по зарплате. Они несколько часов обсуждали возможность уступок Объединенного профсоюза рабочих автомобильной отрасли компаниям, которые накопили значительные долги по зарплате. По мнению сенаторов от Республиканской партии, долг по зарплате необходимо реструктуризировать. Это предполагает вынужденное уменьшение зарплаты работников. Значительная часть средств из $14 млрд должна была пойти на погашение кредитной задолженности и долгов по зарплате перед работниками.
После этого представители Gеneral Motors, Ford и Chrysler объявили, что они уже воспользовались услугами консультантов по процедуре банкротства. По мнению аналитиков, банкротство хотя бы одной из этих компаний приведет к коллапсу не только во всей отрасли, но и в экономике. В автопроме США занят примерно каждый десятый работающий.
Сигнал о помощи
Демократы согласились помочь автопроизводителям только после длительных переговоров. 19 ноября американские автоконцерны обратились к государству. 21 ноября конгресс в очередной раз отсрочил голосование по вопросу о выделении денег «детройтской тройке». На отсрочке голосования по этому вопросу настояли лидеры демократов. По их мнению, GM, Ford и Chrysler тогда не представили сенаторам свои планы действий по восстановлению производства и выходу из сложившегося положения.
«Пока они не покажут нам план, мы не покажем им деньги», -- заявила спикер палаты представителей конгресса США Нэнси Пелоси. Представители компаний сразу же объявили, что могут предоставить соответствующие проекты. По словам лидера демократического большинства в сенате Гарри Рида, «детройтская тройка» не смогла убедить конгрессменов в том, что «оказанная помощь станет последней».
Убытки «большой тройки»
По данным топ-менеджмента компаний, убытки «большой тройки» составляют порядка $18 млрд. $7 млрд приходится на долю GM, $8 -- на Ford и $3 -- на Chrysler. Как заявили в GM и Chrysler, они могут перестать функционировать в течение нескольких недель.
Ставки очень высоки. На заводах в Детройте работают около 750 тыс. человек. Кроме того, порядка 730 тыс. человек производят комплектующие материалы и запчасти для автомобилей. Еще 1 млн человек работает в различных представительствах компаний. Если один концерн из «большой тройки» обанкротится, то это будет сильнейший удар по американской экономике.