Лукашенко мечтает о ядерном оружии
Отказ Белоруссии от ядерного оружия в 1994 году был жесточайшей ошибкой и уступкой России и США, считает Александр Лукашенко. Необходимо было не просто так отдавать это «величайшее достояние», а «прилично продать» его, убежден президент Белоруссии.
Вывод из Белоруссии ядерного оружия в 1994 году был жесточайшей ошибкой, имевшей для страны негативные последствия и политического, и экономического характера, считает президент Белоруссии Александр Лукашенко. «Считаю, что вывод из Беларуси ядерного оружия на тех условиях, как это было осуществлено нашими националистами, было жесточайшей ошибкой», -- заявил он, имея в виду первого руководителя независимой Белоруссии Станислава Шушкевича, который в 1994 году подписал обязательство о выводе из страны ядерного оружия в обмен на гарантии безопасности со стороны ядерных держав.
Просто так отказываться от права быть ядерной державой Белоруссии было нельзя, необходимо было бы продать это право как можно дороже, убежден белорусский лидер. «Мне пришлось подписывать этот договор, потому что деваться было некуда: на меня давили и Россия, и американцы -- выводите, потому что пообещали. Нельзя было, это величайшее достояние, это дорогой товар, который мы, в конце концов, должны были прилично продать», -- приводит его слова агентство БЕЛТА.
«Если бы у нас было это оружие, с нами бы сейчас по-другому разговаривали, -- подчеркнул Лукашенко. -- Ладно, вывели. Так гарантируйте нам безопасность. Нет». Лукашенко рассказал о том, что в стране остался высокообогащенный уран: сотни килограммов фактически оружейного и менее обогащенного.
По его словам, зарубежные лидеры склоняют его к отказу от этого урана и вывозу оного в Россию или США, однако Лукашенко видит в этом такой же подвох, как и с соглашением 1994 года, и не хочет соглашаться. «Мне уже который год подряд говорят: вывозите этот уран. Хотите -- в Америку, мы вам заплатим, хотите -- в Россию. Я говорю: «Во-первых, почему вы нам диктуете, это наш товар, мы его содержим под контролем МАГАТЭ. Мы не собираемся делать грязные бомбы или кому-то продавать. Мы используем этот уран в исследовательских целях», -- сообщил глава белорусского государства.
«Меня сейчас приперли к стенке, нож к горлу -- отдай. Я говорю, что уже отдали в свое время ядерное оружие, а что мы от этого имеем?» -- недоумевает он. Лукашенко призвал всех участников процесса сесть за стол переговоров и учитывать мнение Белоруссии, подчеркнув, что его страна в состоянии сохранить этот ядерный материал, как она хранила его все годы с момента обретения независимости.
При этом тот факт, что представителей Белоруссии не пригласили для участия в саммите по ядерной безопасности, свидетельствует о том, «что ни американцам, ни в целом Западу доверять нельзя». «В России нас всегда слышали и понимали, и если не эта вакханалия, неразбериха, ясно, на чем основанная, всегда россияне нас понимали и поддерживали. С Западом и США этого никогда не было. Они вот ухватились за какой-то вопрос, добились своего и кинули. Так было и с ядерным оружием», -- особо отметил Лукашенко.