Ростуризм исключил «Детур» из единого федерального реестра туроператоров. Таким образом, теперь туроператор официально не имеет права заниматься международной туроператорской деятельностью. Однако дело «Детура» далеко от завершения: обманутые клиенты подали в суд.
«Детур» больше не сможет продавать туристические путевки -- он вычеркнут из реестра туроператоров. Компания не смогла увеличить объем финансовых гарантий туристам до необходимых 10 млн рублей. Компенсации за прогоревший отпуск выплачены только трети обманутых летом клиентов. Как сообщает пресс-служба Ростуризма, всего долг «Детура» перед клиентами насчитывал около 28 млн руб., страховщик покрыл 10 млн из них. Туристам, не получившим компенсации, пришлось обращаться в суд.
Туристическая компания «Детур», являющаяся дочерней компанией обанкротившейся турецко-австрийской Vasco, в конце июня оказалась в центре громкого скандала. «Детур» фактически прекратил свою деятельность. Из-за банкротства турфирмы серьезные проблемы с размещением в отелях Турции и вылетом на родину испытывали около 600 россиян. Представители отелей в Анталье, в которых в июне должны были разместиться туристы, отказывались размещать отдыхающих, мотивируя это тем, что проживание и питание не оплачены. Туристы вынуждены были платить повторно. Кроме того, под угрозой оказался отдых около 5 тыс. российских туристов, которые купили у «Детура» путевки в Турцию с выездом вплоть до конца сентября. При этом «Детур» закрыл свой офис в Турции и Москве.
Компания «РОСНО», которая выступала гарантом туроператорской деятельности «Детура», 27 августа исчерпала лимит выплат в 10 млн руб. его клиентам и рекомендовала тем клиентам, которым не хватило компенсаций, обращаться с исками в суд.
Суммы финансовых требований туристов варьируются от 20 тыс. руб. до 600 тыс. руб. Как поясняет «РОСНО», такой разброс связан с наличием нескольких категорий заявителей, а также с характером и размером дополнительных расходов. Помимо очень незначительного числа заявлений, полученных от индивидуальных туристов, специалисты компании выделяют еще одну основную категорию: заявления от групп, которые планировали или отправились на отдых по групповой путевке. Более 90% заявлений, полученных «РОСНО», приходится на такие заявления. Количество людей в группах составляет до десяти человек.
После этого громкого дела стало ясно, что обязательные сейчас для турфирм фингарантии в 10 млн руб. не в состоянии покрыть хотя бы просто стоимость путевок обманутых туристов, не говоря уже о моральном ущербе. В последний раз фингарантии на уровне 10 млн руб. были установлены летом 2007 года -- чтобы в случае форс-мажорных обстоятельств туристические компании могли погасить убытки своих клиентов. Большинство турфирм (около 90%) предпочитают использовать в качестве фингарантии страховку, а не банковские гарантии.
В связи с этим в сентябре в Госдуме была выдвинута инициатива по увеличению фингарантий для туристических компаний в 15 раз (до 150 млн руб.). Аналитики считают, что принятие такого закона приведет к переделу российского рынка туриндустрии и разорению региональных компаний. Они полагают, что в том виде, в котором законопроект поступил в Госдуму, его принимать нельзя. Такой прямолинейный подход к проблеме не устраивает ни страховщиков, ни специалистов туристической отрасли. И те и другие считают, что размер фингарантий должен быть дифференцированным. Для крупных столичных операторов они могут составлять и 150 млн руб., а для небольших региональных компаний такая сумма неподъемна.