Минобороны от мемориалов не отказывается
Минобороны России опровергло данные о своих планах отдать Минрегионразвития функции по обустройству и учету воинских захоронений на территории страны. Представитель министерства назвал эту информацию досадным недоразумением.
Минобороны России не намерено отказываться от военно-мемориальной деятельности, заявил начальник управления по увековечению памяти погибших при защите Отечества генерал-майор Александр Кириллин. «Информация о намерении Минобороны сложить с себя полномочия по увековечиванию памяти погибших и передать их Минрегиону является досадным недоразумением», -- заявил он на брифинге в Москве.
Простое недоразумение
«Эта задача поставлена Минобороны президентом и может быть снята только его указом», -- подчеркнул генерал. По мнению Кириллина, Минрегион не имеет возможностей решить подобные задачи: на территории России зарегистрированы 27 тыс. 774 воинских захоронений, еще 22 тыс. -- за рубежом, сообщает «Интерфакс».
О том, что Минобороны откажется в пользу Минрегиона от функции по обустройству и учету воинских захоронений на территории страны, заявил позавчера агентству член комитета Совета федерации по обороне и безопасности генерал-лейтенант Михаил Сорокин. При этом он сослался на заявление замминистра обороны Дмитрия Булгакова, сделанное им на заседании соответствующего комитета СФ.
Более того, по словам Сорокина, «соответствующее письмо военное ведомство уже направило в правительство страны». По данным сенатора, Минрегионразвития уже дало устное согласие осуществлять в полном объеме военно-мемориальную деятельность.
Кириллин же сегодня пояснил, что «военное ведомство лишь обратилось в оргкомитет «Победа» с предложением передать Минрегиону функции по проведению конкурсов по уходу за воинскими захоронениями и анализу отдачи вложенных в это средств». «За рубежом эта работа, по мнению Минобороны, должна выполняться МИД РФ. А на Минобороны возложена функция координатора действий. Об этом мы и сказали в Совете федерации, но некоторые нас неправильно поняли», -- пояснил генерал.
Зарубежные связи
Он сообщил, что Минобороны в ближайшие дни направит в Германию специалистов по учету и сохранности воинских захоронений, а также ведет переговоры по открытию представительства в Прибалтике. По словам Кириллина, в соответствии с указом президента России в иностранных государствах создаются представительства Минобороны для учета и сохранности российских воинских захоронений.
«В настоящее время наши представители работают в Китае, Венгрии, Румынии, Чехии и Польше, готовится к открытию представительство в Германии», -- заявил генерал. «Минобороны предлагает, не открывая новых представительств, расширить их сферу деятельности. Представительство в Венгрии может работать в Австрии, китайское -- в Монголии и Корее», -- отметил он.
По словам генерала, в разработке Минобороны еще как минимум шесть представительств: ведутся переговоры с Турцией. Эстонией. Литвой, Сербией и Болгарией, «состоится разговор и с Великобританией».
Молодежь зазывают в искатели
Кириллов рассказал и о том, что в Минобороны считают необходимым создать в России специальный координационный центр по поиску и перезахоронению погибших в Великой Отечественной войне, отмечает РИА «Новости». В то же время он подчеркнул, что «поисковый батальон Минобороны (90-й отдельный специальный поисковый батальон) есть, был и будет».
Офицер подчеркнул, что надеяться на то, что военнослужащие этого батальона найдут всех, не стоит. «Поэтому мы и хотим создать координационный центр поискового движения, в который войдут общественные поисковые отряды», -- пояснил генерал.
По его мнению, вовлечение молодежи в поисковое движение не только поможет предать гласности имена безымянно погребенных, но и отвлечет молодых людей от «компьютерных игр, странных фильмов и странных книжек». «Работа в поисковом отряде -- это положительный моральный взрыв. Ничто не воспитывает лучше эхом войны, как реальное присутствие при раскопках, изучение документов и предание с почестями земле погибших воинов», -- отметил он.
Проблемы подсчета
Судьбу без вести пропавших порядка полумиллиона человек «мы не узнаем никогда». «Никогда мы не сможем найти утонувших, сгоревших в танках или разорванных снарядами», -- заключил Кириллин.
Генерал добавил, что при подсчете потерь в Великой Отечественной войне межведомственная комиссия столкнулась с проблемой учета погибших партизан. «Позавчера состоялось предпоследнее заседание этой комиссии. В апреле мы проведем заключительное заседание, на котором утвердим результаты, после чего представим данные председателю правительства, а затем президенту... Мы бы хотели официально заверить население, что потери подсчитаны. Вряд ли можно ждать каких-то других цифр. Все остальное -- беллетристика», -- заявил Кириллин.
По его словам, что боевые потери могут «чуть-чуть двигаться». «Это объясняется тем, что надо определиться, куда надо относить партизан. Они военкоматами не призывались, в Вооруженных силах не состояли, поэтому сложно относить их к боевым потерям Советской армии», -- отметил начальник управления.
Пока, сказал он, они (партизаны) учтены в общих потерях населения. Данные о погибших партизанах, предоставленные историками, вызывают большие сомнения. «Результаты боевой деятельности партизан и их потери сильно преувеличены», -- сказал он, добавив, что Институту истории будет предложено продолжить работу по уточнению спорных данных. Кириллин напомнил, что общие потери Советского Союза в ВОВ составили порядка 26,6 млн человек, боевые потери превышают 8,8 млн. Пропавшими без вести продолжают числиться более 4,5 млн человек.