Кризис отбросил российский рынок сотовых телефонов на уровень 2004 года. В 2009 году было продано лишь 27,5 млн новых сотовых телефонов, за год произошло падение на 24%. В денежном выражении рынок за год просел почти в два раза. Четверка ведущих производителей закрепила лидерство, на ее долю приходится 91% рынка.
Финансовый кризис отбросил первичный рынок розничных продаж сотовых телефонов на пять лет назад, на уровень 2004 года. Такой вывод содержится в поступившем в Infox.ru исследовании рынка, проведенном преподавателем Академии народного хозяйства (АНХ) при правительстве России, бывшим вице-президентом по маркетингу «Евросети» Владимиром Богдановым.
Назад в 2004 год
Исследовав рынок, он пришел к выводу, что в минувшем году в России было продано 27,5 млн новых сотовых телефонов, что на 24% ниже аналогичного показателя за 2008 год, на 15% уровня 2007 года, на 6% -- 2006-го, на 18% -- 2005-го и, наконец, на 9% ниже показателей по итогам 2004 года. В то же время в исследовании указывается, что в 2009 году наиболее провальным для рынка оказались первый и второй кварталы.
«Начиная с третьего квартала рынок по количеству начинает восстанавливаться (проходят страх и непонимание у населения, что происходит, приходит привычка жить в этих условиях) за счет в основном реплейсмента телефонов (не покупка новых трубок, а замена уже имеющихся другими, например более новыми моделями. -- Infox.ru)», -- отмечается в обзоре.
При этом объем рынка за минувший год просел еще значительнее. По подсчетам Богданова, он составил $4,18 млрд, что ниже уровня 2008 года почти в два раза -- снижение составило 44%. В рублевом выражении, впрочем, провал несколько меньше -- 131,6 млрд руб., что на 29% меньше уровня предыдущего года. «В рублевом исчислении объем продаж 2009 года только на 7% выше объема продаж за 2004 год, а в долларовом -- на 3% меньше», -- подчеркивается в исследовании.
Кредит исполняет мечты
Средняя цена проданного в рознице мобильника составила $152, что на 26% ниже средней цены этого устройства, проданного годом ранее. В рублевом выражении эта сумма составила 4827 руб., что на 6% ниже аналогичного показателя 2008 года.
При этом Богданов отмечает, что если без помощи кредита россияне обычно брали телефон не дороже приблизительно 5 тыс. руб., то взяв оный, позволяли себе значительно более дорогие аппараты. Средняя цена купленного в кредит мобильника составила чуть более 10 тыс. руб., что почти в два с половиной раза выше стоимости телефона, купленного сразу, без рассрочки.
«То есть продажа в кредит одного телефона в ритейле приносит больше выручки, чем продажа двух телефонов за наличные», -- поясняет Богданов. Всего же кредит россияне купили за год свыше 2,5 млн трубок, что, впрочем, в 2,3 раза меньше аналогичного показателя за предыдущий год. В долларовом выражении выручка составила $800 млн, за год сократившись в 2,2 раза, в рублевом -- 25,2 млрд руб., снизившись в 1,7 раза.
Крупнейшими игроками рынка по-прежнему являются Nokia (38% от розничных продаж), Samsung (35%), LG (12%) и Sony Ericsson (7%), на долю всех других производителей приходится в совокупности лишь 9%.