Медведев надеется на скорый договор с ЕС
Дмитрий Медведев надеется на скорое заключение базового договора Россия--ЕС. По его словам, Россия и ЕС хорошо понимают друг друга по большинству проблем, но по некоторым вопросам, например обстановки в Закавказье, расходятся. Президент призвал преодолеть разногласия и облегчить визовый режим.
Россия надеется в ближайшее время заключить новый базовый договор с Евросоюзом, заявил на пресс-конференции президент России Дмитрий Медведев, выступая по итогам прошедшего в Стокгольме саммита Россия--ЕС. «Уже идет согласование самого документа по пунктам, по разделам. Я думаю, что мы выйдем уже на окончательный текст договоренностей», -- цитирует российского лидера агентство Reuters.
О базовом договоре
Срок действия прошлого базового соглашения между Россией и ЕС истек в конце 2007 года, но был автоматически продлен. Обсуждение следующего соглашения не раз сталкивалось с проблемами: сначала старт переговорного процесса блокировали Польша и Литва, а затем, уже после начала обсуждений, стороны перенесли их на неопределенное время в связи с конфликтом в Закавказье. После этого процесс был все-таки возобновлен, уже прошло шесть раундов переговоров по новому соглашению.
О понимании
Медведев отметил, что по большинству международных проблем Россия и ЕС придерживаются примерно одних и тех же позиций. «Мы поговорили и о ядерной программе Ирана, и о ситуации в Афганистане и Пакистане. Мы по этим вопросам, на мой взгляд, очень продуктивно взаимодействуем с ЕС и США. В этом плане у нас практически нет расхождений», -- рассказал он.
Президент России также особо отметил, что стороны пришли к пониманию по вопросам энергетического сотрудничества, в частности по обеспечению энергобезопасности в Европе. «Мы говорили о развитии крупных экономических проектов, в том числе говорили о вопросах энергетического сотрудничества, развития энергобезопасности, обеспечения энергобезопасности в Европе. В этом плане, я считаю, мы также нашли нормальное понимание друг с другом», -- заявил Медведев.
О разногласиях
В то же время Медведев упомянул и об уже ставших традиционными разногласиях России и ЕС. В частности, он затронул проблему интерпретации ситуации в Закавказье, где, как считают в Грузии и ЕС, Россия незаконно поддерживает, с их точки зрения, непризнанные и сепаратистские режимы Абхазии и Южной Осетии.
«Скажу откровенно, здесь наши позиции не совпадают, и это нужно открыто признать. У нас остаются расхождения, но это еще не повод, чтобы эту ситуацию драматизировать. Наоборот, необходимо сближать позиции, необходимо искать пути для того, чтобы стабилизировать весьма сложную ситуацию, которая сложилась в настоящий момент в Закавказье», -- рассказал российский лидер.
В этом контексте он подчеркнул, что существуют и положительные примеры сотрудничества между Россией и ЕС по урегулированию ситуации в конфликтных регионах. «В частности, мы обсуждали тот процесс, который идет между Азербайджаном и Арменией по нагорнокарабахскому урегулированию. Там есть позитивные сдвиги. Это как раз пример того, как мы можем сотрудничать или как мы могли бы сотрудничать, если бы в прошлом году не случилась известная агрессия», -- напомнил Медведев.
О визах
Помимо этого президент затронул проблему виз, остановившись на вреде, который она несет для предпринимателей. По мнению Медведева, существующая визовая система мешает налаживать связи представителям российского и европейского бизнеса.
«Мы говорили и о проблемах виз. Сошлись на том, что существующая система предоставления виз, она, объективно говоря, мешает нормальному обмену между представителями бизнеса, между обычными людьми... Она просто создает проблемы для визитов в наши страны», -- отметил президент. Он предложил продолжить работу над этим как в отношении обычных виз, так и в отношении долгосрочных, связанных с трудоустройством.
По мнению Медведева, имеет смысл заключить такое соглашение, чтобы граждане России и ЕС могли приезжать друг к другу на короткое время вовсе без виз. «С другой стороны, мы готовы посмотреть на то, чтобы правила аккредитации, приема на работу, правила лицензирования тоже были более гибкими, потому что у нас бюрократии тоже хватает», -- отметил президент.
В целом, по его словам, Москве и Брюсселю необходимо стремиться к тому, чтобы договариваться по всем наиболее трудным темам двустороннего сотрудничества. «Их, кстати, осталось не так много, потому что мы практически все вопросы ключевые согласовали», -- заключил глава российского государства. Вопрос о безвизовом режиме как раз является одним из несогласованных, добавил он.