Виктор Ющенко вновь потребовал от кабинета министров пересмотреть газовые контракты с Россией. Президент Украины хочет снизить объемы закупки газа на 2010 год и изменить формулы цены на природный ресурс. Между тем Владимир Путин призвал ЕС помочь Украине кредитом.
Президент Украины Виктор Ющенко требует от кабинета министров принять срочные меры для официального внесения изменений в газовые контракты с Россией от 19 января 2009 года, сообщила журналистам пресс-секретарь президента Ирина Ванникова на брифинге в Киеве. По ее словам, которые приводит агентство «Интерфакс», Ющенко требует определить оптимальные объемы закупки российского природного газа на 2010 год с учетом реального состояния экономики.
[v2] Пресс-секретарь президента также отметила, что Ющенко считает необходимым установить взаимоприемлемые формулы цены на газ для Украины и транзитной ставки с учетом договоренностей, достигнутых на уровне президентов двух государств от 19 февраля 2009 года.
Недовольство Ющенко
Президент Украины и ранее неоднократно сообщал о своем недовольстве газовыми соглашениями и намерениями их изменить. Так, в середине сентября он заявил в интервью агентству Bloomberg, что «договор (с Россией о поставках газа. -- Infox.ru) можно пересмотреть в любой момент». «Я не думаю, что соглашение, которое базируется на таких нерыночных принципах, добавило хоть какой-то стабильности в вопросе газовых поставок в Европу», -- подчеркнул тогда украинский лидер.
Недовольство Ющенко вызвано тем, что «Украина получает за транзит газа меньше, чем любая другая европейская страна», а также тем, что объемы газа, которые Украина обязана закупить в соответствии с договоренностями, значительно превышают потребности страны.
В 2010 году Украина, как заявляла ранее Тимошенко, намерена приобрести 27-33 млрд куб. м газа против предусмотренных контрактом 52 млрд куб. м. При этом «Газпром» согласился в этом году не штрафовать Украину за это, хотя такая возможность предусмотрена контрактами.
При этом президент России Дмитрий Медведев в начале сентября предложил главе «Газпрома» Алексею Миллеру не соглашаться на изменение условий газовых соглашений с Украиной. Тогда же сама Тимошенко заявила, что переписывать договоренности с Россией нет нужды.
Конфликт в свете выборов
[v1] В последние недели вновь обострились противоречия между Ющенко и премьер-министром Юлией Тимошенко на ниве газовых договоренностей с Россией, которые украинский лидер неустанно критикует с момента их заключения в январе этого года. На этот раз президент и премьер-министр не смогли разобраться, откуда взять деньги на оплату российского газа за октябрь, при том что последний срок оплаты истекает 7 ноября, то есть уже в эту субботу.
В начале прошлой недели источник в «Нафтогазе» сообщил журналистам, что НАК предупредила «Газпром» о возможных трудностях с оплатой октябрьских поставок. При этом после этого представитель компании официально подчеркнул, что за октябрьский газ «Нафтогаз» рассчитается вовремя и полностью.
Между тем российская сторона в свою очередь тем не менее выразила недоумение неофициальным заявлением представителя «Нафтогаза». Зампред правления «Газпрома» Александр Медведев отметил, что деньги у Киева есть. А помощник президента России Аркадий Дворкович заявил, что риски нового газового кризиса возрастают с учетом предвыборной борьбы на Украине. «Мы считаем, что чем раньше завершится политический процесс, тем раньше мы сможем достичь разрешения ситуации», -- отметил тогда он.
Тогда же с критикой неофициальной позиции «Нафтогаза» высказался премьер-министр России Владимир Путин. При этом он сослался на Тимошенко, которая в телефонном разговоре с ним заявила, что выплате денег за российский газ якобы препятствует сам президент Ющенко.
А вчера он сообщил о возможных проблемах Украины с оплатой российского газа премьер-министру Швеции, председательствующей в ЕС. Председатель российского правительства отметил, что тогда «могут возникнуть проблемы с транзитом российского газа, предназначенного европейским потребителям, через территорию Украины». Премьер-министр Швеции в свою очередь пообещал довести обеспокоенность России до сведения Еврокомиссии.