Москва
14 ноября ‘24
Четверг

Найдены неизвестные фрески Феофана Грека

В Великом Новгороде найдены новые фрагменты монументальной живописи, возможно, принадлежащие кисти Феофана Грека. Фрески датируются последней четвертью XIV века.

Реставраторы нашли в Великом Новгороде новые фрагменты монументальной живописи, которые, возможно, принадлежат кисти Феофана Грека, сообщил РИА «Новости» источник в Новгородском госмузее-заповеднике.

Удачная находка

«Четыре новых фрагмента монументальной живописи были выявлены в ходе работ на фасадах церкви Спаса на Ильине», -- заявил источник. Фресковая живопись была обнаружена в откосах ниш верхнего яруса храма. В ходе реставрации фрески были раскрыты и укреплены на стенах.

Согласно летописным источникам, в 1378 году Феофан Грек расписал храм Спаса Преображения на Ильине, который был построен на Торговой стороне Великого Новгорода четырьмя годами ранее.

«Фрески могли быть выполнены во время росписи храма в 1378 году», -- предположил источник. Он пока затруднился ответить на вопрос, принадлежит ли роспись Феофану Греку или же другому мастеру, работавшему вместе с ним.

Кроме того, еще одна ранее неизвестная специалистам фресковая композиция была обнаружена в ходе реставрации в церкви Спаса на Ильине в нише нижнего яруса. «Это не Феофан Грек, фрагмент живописи предварительно датирован XVI веком», -- отметил источник. Изучение найденных фресок продолжается.

«Художник-философ»

Если предположения источника агентства подтвердятся, находка станет одной из важнейших за последние годы. Уже известные фрески того же храма Спаса на Ильине считаются эталоном, по которому судят об искусстве этого византийского мастера. Как отмечают специалисты, запечатленные Феофаном Греком образы (среди них Христос Вседержитель в окружении архангелов и серафимов, Богоматерь Знамение с архангелом Гавриилом, Троица и так далее) являются одними из лучших образцов русского искусства второй половины XIV века.

Как писал о мастере ученик Сергия Радонежского Епифаний Премудрый, Феофан Грек считался художником-философом, который во время работы не вглядывается в образцы, но «беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумную видит доброту». Его стиль характеризуется аскетичностью и строгостью и в то же время выразительностью и экспрессией.

Феофан Грек, чьи годы жизни специалистами называются лишь приблизительно (примерно 1340-1410), считается наиболее известным среди работавших на Руси византийских живописцев.

О жизни мастера известно очень немного. С уверенностью можно говорить о том, что он родился в Византии и до своего приезда на Русь (он поселился в Великом Новгороде в 1370 году) успел поработать в Константинополе, Халкидоне, а также в Галате и Кафе (нынешняя Феодосия).

На Руси Феофан Грек расписал множество храмов, в том числе в Великом Новгороде, Москве, Нижнем Новгороде и, возможно, в Коломне и Серпухове. Многие из его работ не сохранились. Он оказал значительное влияние на развитие русской иконописи, в частности на Андрея Рублева, которому удалось поработать с ним вместе.

Полная версия