Аварийная подлодка прибыла к берегу
Аварийная атомная подводная лодка пришла во временный пункт базирования в Приморье и ошвартовалась у причала. Она прибыла своим ходом, без буксира. Вчера вечером авария на этой лодке унесла жизни по меньшей мере 20 человек.
Аварийная атомная подводная лодка в 10.30 мск прибыла во временный пункт базирования в Приморье и ошвартовалась у причала, сообщил помощник главкома ВМФ России, капитан первого ранга Игорь Дыгало. Неназванный высокопоставленный источник в Тихоокеанском флоте при этом уточнил: судно прибыло на базу ЗАТО Большой камень.
"Лодка из района ходовых испытаний в Японском море осуществляла движение самостоятельно в сопровождении спасательного судна "Саяны". Главная энергетическая установка работает нормально. Радиационный фон в норме", -- заявил Дыгало. Высокопоставленный источник также подтвердил, что лодка прибыла своим ходом.
Ранее в госпиталь ТОФ во Владивостоке были доставлены пострадавшие в результате аварии -- по разным данным, это 21 или 22 человека. Их эвакуировали с подводной лодки на большой противолодочный корабль "Адмирал Трибуц". Как сообщает ГТРК "Владивосток", в госпиталь также были доставлены вертолетом четверо погибших.
Погибли 17 инженеров
По предварительным данным, при аварии на АПЛ "Нерпа" (К-152) погибли 20 человек, большинство -- гражданские специалисты. "По предварительным данным, гражданских специалистов погибло 17 человек. Полный список будет оглашен после того, как пройдет опознание погибших", - рассказал источник РИА "Новости".
Данные о том, кто из гражданских лиц находился на лодке, противоречивы. Как сообщает амурское издание "Наш город", среди жертв трагедии есть сотрудники Амурского судостроительного завода, на котором велось строительство субмарины "Нерпа". Они участвовали в ходовых испытаниях перед сдачей АПЛ комиссии Минобороны.
Источник газеты "Наш город" на станции "Скорой помощи" Комсомольска-на-Амуре сообщил, что на станцию поступил первый вызов от родственницы погибшего на подлодке инженера АСЗ. «Женщине позвонили и сказали, что ее супруг погиб на подлодке в Приморье», — сообщили медики Комсомольска-на-Амуре. Представители Амурского судостроительного завода пока не комментируют данные о погибших гражданских специалистах. Руководство АСЗ вылетело в Приморье. Между тем, списки погибших уже предоставлены на завод.
В свою очередь, "Комсомольская правда" утверждает, что погибли 17 инженеров завода "Восток" (филиал Амурского судостроительного завода) из ЗАТО "Большой Камень". Корреспонеднту Infox.ru на заводе "Восток" эту информацию не подтвердили, но и не опровергли.
«Из военных на борту находились не только члены экипажа, но и “военная приемка”, а также члены государственной комиссии. Из гражданских — сдаточная команда, представители отдела технического контроля, испытательная группа и контрагенты», — сообщил источник амурского издания "Наш город" в Большом Камне.
Человеческий фактор
Инженеры завода, на котором строилась АПЛ, утверждают, что человеческий фактор в вопросе срабатывания противопожарной системы исключен: «Чтобы систему запустить, необходимо несколько последовательных операций. Кроме того система ЛОХ (лодочная объемная химическая защита) запускается только по команде командира. На «Нерпе» пожары тушатся при помощи фреона», — сообщили специалисты завода.
Напомним, что ранее источник РИА "Новости" не исключил, что причиной срабатывания противопожарной системы на АПЛ и выброса фреона стал человеческий фактор при работе сдаточной команды "Нерпы". Источник не исключил, что система могла сработать из-за ошибок в программировании.
«У всех до единого кто есть на борту, есть ПДУ — портативное дыхательное устройство. Почему не воспользовались средствами защиты неизвестно», -- говорят работники Амурского судостроительного завода в интервью амурским СМИ. Впрочем, другие эксперты не исключают, что в случае выброса фреона необходимо было использование ИДА -- индивидуального дыхательного аппарата. При условии, что на лодке находились не 73 человека, как записано в технических характеристиках К-152, а по меньшей мере, 208 человек, аппаратов могло просто не хватить.
Комиссия из Москвы
Между тем во Владивосток для расследования обстоятельств ЧП на атомной подводной лодке вылетела комиссия Минобороны из Москвы. Назначил эту комиссию непосредственно министр обороны Анатолий Сердюков. В составе комиссии -- генералы и офицеры центрального аппарата министерства. По данным источника, комиссия летит вместе с группой следователей Главной военной прокуратуры, которую возглавил первый заместитель главного военного прокурора Александр Мокрицкий.
Вчера в 20.30 по местному времени в Приморье на одной из атомных подводных лодок Тихоокеанского флота при проведении ходовых испытаний в Японском море произошел выброс фреона. Это произошло в результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения в двух отсеках -- торпедном и жилом.
В результате аварии лодка осталась управляемой и не получила повреждений, угрозы реакторному отсеку не возникло. Радиационный фон на лодке в норме. По указанию главкома ВМФ испытания были остановлены. Название лодки при этом неизвестно, однако сообщалось о том, что она еще не вошла в состав ВМФ России. По неофициальным данным, выброс фреона мог произойти на новой АПЛ «Нерпа», только вышедшей с завода. Информацию о том, что авария произошла именно на «Нерпе» подтверждает неназванный источник в руководстве Амурского судостроительного заводаю. Согласно техническим характеристикам «Нерпы», экипаж подводной лодки составляет всего 73 человека. Однако по разным данным, на борту находилось от 208 до 389 человек, только 81 из них -- члены экипажа.
Ходовые испытания АПЛ "Нерпа" начались в Приморье в конце октября. Первое погружение подлодка совершила 31 октября, выйдя с базы ЗАТО "Большой Камень". Атомная подводная лодка класса "Щука-Б" относится к кораблям третьего поколения. Она была заложена на заводе в 1991-м году. Водоизмещение субмарины составляет 8140/12770 тонн, максимальная скорость 30 узлов, максимальная глубина погружения 600 метров.