IHT: «Тихая гавань» в России закончилась
В начале финансового кризиса, Россия считалась «тихой гаванью», которая убережет свои «корабли» от мирового шторма. Сейчас же положение изменилось, пишет International Herald Tribune. Кардинально.
В начале глобального финансового кризиса российские власти заявили, что резервов страны хватит для того, чтобы справиться с любым штормом. Они даже объявили Россию «тихой гаванью», которой не страшны бушующие во всем мире волны дефицитов ликвидности и банкротств. Но сейчас положение изменилось, пишет газета International Herald Tribune.
Для России плохие новости следуют за плохими -- нефть падает в цене, местные биржи заканчивают свои сессии исключительно в красной зоне, капитализация российских компаний падает, кризис добрался до российских частных банков… Все это заставляет правительство тратить резервные средства. Причем так быстро, как никто и не мог представить ранее.
8 августа резервы, состоящие из запасов валюты и золота, достигли максимума -- $600 млрд и стали третьими по величине в мире. Но на неполных три месяца они значительно сократились -- на сегодняшний день они составляют $484 млрд (только за эту неделю было израсходовано $31 млрд). Деньги были потрачены на поддержку рубля, банковской системы и реальной экономики. Причем среди предприятий реальной экономики поддержку получили, в первую очередь, компании российских олигархов, отмечает издание.
Учитывая, что ближнесрочная перспектива не предвещает ничего хорошего, положение на финансовых рынках, скорее всего, не будет улучшаться, а это уменьшит цены на нефть, вопрос состоит в следующем: На сколько времени еще хватит резервов Москвы?
Худший вариант событий не так уж сложно представить, пишет IHT. Если цены на нефть продолжат падение, сведены на нет будут все планы, которые имели россияне на следующие несколько лет. А нынешнее поколение россиян -- самое богатое за последние десятки лет. Стагнация экономики перечеркнет надежды, которые лелеяли представители российского среднего класса. Они будут снова отброшены к захудалым квартиркам, маленьким дачным участкам и отсутствию нормального отдыха.
«Казавшиеся ранее осуществимыми возможности ушли, быть может, навсегда», -- отразил общественное настроение 28-летний арт-директор рекламного агентства Владислав Сергеев.
Нарастает недоверие к возможностям правительства справиться с кризисом, отмечает IHT. Поскольку большинство россиян не имеют возможности вывести деньги за границу, они просто забирают из банков свои вклады. «Я решила не ждать, пока мои банковские счета в России аннулируются, и забрала свои деньги», -- рассказывает актриса московского театра «Бенефис» Анна Пухова. Ее банком был Société Générale Vostok. «Я лучше одолжу эти деньги другу -- это в любом случае безопаснее, чем хранить деньги в банке, ибо, как я опасаюсь, в ближайшие месяцы у банков столпятся огромные очереди желающих забрать свои деньги людей, как в 1998 году», -- считает Пухова.
30-летний менеджер компании, по франшизе производящей пиво Miller, Ирина Петренко заявляет, что большинство россиян просто не знают, чего ожидать от кризиса. «Люди говорят: «Да, кризис, да, но что нам делать?», -- свидетельствует она. -- «Будет ли инфляция, девальвация, укрепится ли доллар или нет?» -- недоумевают они». Она рассказала, что ее друзья вкладывают деньги в мебель: «Если ты имеешь диван, ты можешь быть уверен, что он сам собой никуда не испарится. Это лучше, чем иметь просто наличные», -- отметила Петренко.