«Роснефть» рассчитывает получить от правительства Китая кредиты на $12-15 млрд. Взамен она предлагает заключить 20-летний контракт на поставку нефти. Переговоры уже ведутся. По аналогичной схеме может пойти и «Транснефть».
Компания «Роснефть» ведет переговоры о заключении 20-летнего контракта на поставку нефти в Китай, а взамен рассчитывает получить кредиты на $12--15 млрд. $8-10 млрд, возмжно, получит "Транснефть".
Переговоры по этому вопросу ведутся на государственном уровне -- премьер--министр России Владимир Путин договаривается с приехавшем в Москву китайским коллегой Вэнь Цзябао, пишет газета «Коммерсантъ». Речь идет о возможности ежегодного экспорта в страну до 15 млн тонн нефти сроком на 20 лет. Параллельно переговоры о привлечении $8-10 млрд ведет "Транснефть".
Вице-премьерам Игорь Сечин сообщил, что "эксперты двух сторон продолжают работу над документами, которые будут подписаны в ходе переговоров", но пообещал, что в понедельник работа будет завершена. Стороны обсуждают "широкий круг вопросов двустороннего сотрудничества, в том числе по реализации совместных проектов в области атомной промышленности, по газовой программе, в области электроэнергетики, нефтяной отрасли", отметил он.
Близкий к "Роснефти" источник подтвердил эту информацию. "Окончательные договоренности не достигнуты, но мы ориентируемся на эти параметры. Чтобы договориться, у нас вся ночь впереди", -- пояснил он. Другой источник в компании уточнил, что "китайская делегация провела в понедельник весь день с руководством "Роснефти". Несколько сотрудников "Транснефти", со своей стороны, также подтвердили, что компания уже несколько дней ведет переговоры с китайцами.Китай уже выручал "Роснефть" в трудном финансовом положении, напоминает газета. В 2005 году компания остро нуждалась в деньгах, чтобы оплатить купленный у ЮКОСа "Юганскнефтегаз". Китайские компании предоставили ей $6 млрд, а взамен "Роснефть" обязалась в течение пяти лет поставить в страну 48,4 млн тонн нефти. Но "Роснефть" не устраивала формула цены в рамках соглашения -- цена Brent минус $3. В 2007 году нефтекомпания предупредила, что не будет перезаключать соглашение на прежних условиях. На прошлой неделе министр энергетики Сергей Шматко говорил, что стороны в ближайшее время согласуют новые параметры.
Кризис в нефтеперерабатывающей отрасли сложился после серьезного падения цен на нефть на мировых рынках (от максимума $147 за баррель этого лета до нынешних $68,5-70), а также под влиянием мирового финансового кризиса. Кроме того, в середине октября Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России потребовала от крупнейших нефтяных компаний (в том числе «Роснефти») снизить цены на нефтепродукты. После начала разбирательств им пришлось пойти на это, и цены были снижены.
В упадке оказался смежный сектор -- сектор авиаперевозок, который напрямую зависит от цен на нефть. К концу июня сего года стоимость тонны топлива в московских аэропортах выросла более чем на 70%. В результате роста долгов авиакомпаний перед заправщиками в аэропортах перестали снабжать самолеты топливом, что привело к задержкам начиная с августа сотен рейсов. Первой жертвой топливного кризиса стал альянс AiRUnion (в него входят авиакомпании «Красэйр», «Домодедовские авиалинии», «Самара», «Омскавиа» и «Сибавиатранс»). Его долг составил 800 млн руб. AirUnion прекращает свое существование, а на базе активов альянса будет создана новая структура.
Тяжелую ситуацию с ценами на нефтепродукты отметил и президент России Дмитрий Медведев, назвавший ситуацию с ценами на авиакеросин «безобразной».