США использовали джаз как оружие против СССР
США использовали джаз как идеологическое оружие против СССР. В соответствующем проекте Госдепа участвовали такие известные джазмены, как "Диззи", Луи Армстронг и Дюк Эллингтон. Но музыканты отказались быть марионетками в руках властей.
США хотели сделать джаз своим идеологическим оружием против СССР и расширения советского влияния на страны третьего мира через специальный проект Госдепартамента США, рассказала профессор истории и американской культуры Университета Мичигана Пенни Ван Эсчен, посвятившая этой странице истории свою книгу.
Проект "Послы джаза"
"Оружие джаза" или культуры, альтернативной тоталитарным ценностям, было нацелено на СССР, Восточную Европу, Азию, а также новоявленные африканские государства, только появившиеся на политической карте мира и видевшие в западных цивилизациях проявления расизма.
"Джаз, который играли чернокожие американцы, призван был, по замыслу чиновников, послать миру сигнал о том, что никакого расизма в Америке нет", -- отметила Ван Эсчен.
Своевольный Армстронг
Под флагом Госдепа удалось собрать "звезд" первой величины -- самого "Диззи", Луи Армстронга, Дюка Эллингтона, Бенни Гудмена, которые прорвались сквозь железный занавес и идеологические табу.
"Но джазмены отнюдь не были дипломатами в том смысле, который ожидал Госдеп. Первым посланцем в СССР должен был стать Армстронг, и уже шли переговоры между Вашингтоном и Москвой, когда великий трубач "послал" правительство -- причем, собственное. Буквально он сказал так: "Тем самым образом, которым правительство обходится с моим народом на Юге, пусть оно идет к черту", -- рассказывает Ван Эсчен.
Москвичи не увидели маэстро в 1957 году из-за президента Дуайта Эйзенхауэра, который не усмирил вспыхнувшие волнения в штате Арканзас после того, как там начались протесты белых американцев против совместного обучения с чернокожими. Белый дом ввел полицейские войска лишь спустя две недели после расового противостояния.
Джаз -- музыка справедливых
А когда Гиллеспи после его первого турне на Ближний Восток пригласили на брифинг в Госдеп с тем, чтобы проинструктировать культурного посла о том, как лучше отвечать за рубежом на вопросы о расовой проблеме в США, "Диззи", в полном соответствии со своей кличкой ("Ошеломляющий"), напомнил чиновникам историю рабовладения в США.
"Я имел 300 лет такого брифинга. Я знаю, что они сделали для нас и не собираюсь никого извинять", -- приводит историк слова музыканта.
В Грецию, куда Гиллеспи отправили после того, когда студенты забросали камнями здание посольства США, толпы молодежи восторженно скандировали имя чернокожего американца, в Пакистане "Диззи" отказался играть для элит, устроив концерт для обслуги своего отеля -- поваров и уборщиков.
А в 1964 году "посол джаза" Гиллеспи сам себя выдвинул кандидатом в президенты США, пообещав переименовать Белый дом в "Блюзовый дом", назначить госсекретарем США Дюка Эллингтона, а директором Центрального разведывательного управления -- трубача Майлза Дэвиса.
Первый "посол джаза" в СССР
Первым "послом джаза" в СССР стал Бенни Гудмен в 1962 году. Он прибыл в Россию в наихудший момент в истории отношений между Москвой и Вашингтоном на волне карибского кризиса, когда две сверхдержавы балансировали на грани войны и мира.
"Никита Хрущев на приеме в посольстве США подошел поздороваться в Гудменом. Бенни очень обрадовался и, пожимая руку лидеру СССР, воскликнул: "О, так значит вы тоже любите джаз!". "Нет, я люблю хорошую музыку", -- осек его Хрущев", - рассказывает Ван Эсчен.
Джазовая дипломатия разительно отличалась от официальной. Когда на Красной площади "король свинга" увидел смену караула у мавзолея Ленина, он, попадая в такт чеканного шага, заиграл известную фольклорную мелодию Pop Goes the Weasel, которая обычно используется для механических игрушек, выпрыгивающих из табакерки. А когда на официальной церемонии заскучал, слушая затянувшуюся речь высокопоставленного советского чиновника, то просто достал свой кларнет и заиграл.
"Армия поклонников джаза в СССР"
"Если в некоторых странах, как, например, Ирак или Афганистан, концерты предваряли рассказы о том, что такое джаз, то в России это было не нужно. Армия поклонников джаза, который являлся культурой советского андерграунда, была столь велика, а знание столь глубоко, что ничего кроме музыки было не нужно", -- говорит историк.
Однако после завершения гастролей Гудмена идеологические гонения на джаз, как на чуждое строителям коммунизма веяние, были усилены в СССР, отмечает Ван Эсчен.
Итоги проекта
"Было бы слишком просто сказать, что "Послы джаза" все-таки разрушили СССР и Восточный блок. Но их музыка несла дух свободы, срывающий железные занавесы и идеологические установки обществам с авторитарными режимами. Они представляли чисто американскую культуру, но одновременно их музыка стала международным языком духовной независимости", -- считает Ван Эсчен.
Проект закрылся в 1979 году без видимых причин -- то ли кто-то из сенаторов призвал не тратить впустую государственные деньги, то ли просто Америка после Уотергейта сосредоточилась на внутренних проблемах, полагает искусствовед.