Москва
24 ноября ‘24
Воскресенье

Times: Россия умерит свои аппетиты

Страны «бензиновой оси» начинают ощущать на себе влияние кризиса. Россия, Иран и Венесуэла вынуждены сворачивать свои амбициозные планы. Об их тотальной зависимости от «нефтяной иглы» пишет The Times.

«Накачанные» нефтедолларами, Россия, Иран и Венесуэла (страны «бензиновой оси») угрожали Западу распространением своего влияния, пишет британская The Times. Россия поддерживала ополченцев в Южной Осетии и Абхазии, Иран -- исламистов на Ближнем Востоке, Венесуэла -- все антиамериканские левые силы в Центральной и Южной Америке.

Россияне собирается из-за кризиса сворачивать программу своего развития

По мере того, как цена на нефть неуклонно падает на фоне опасений рецессии (с рекордных $147 этого лета до нынешних $70), Россия и ее «коллеги» недополучают значительную часть средств и теряют тот импульс, который им придал высокий спрос на энергоресурсы, пишет газета. По мнению аналитиков Deutsche Bank, для сбалансированного бюджета России нужно, чтобы цена за баррель не опускалась ниже $75, а Венесуэле и Ирану -- и того больше, не менее $95. При этом Саудовскую Аравию с ее запасами высококачественной и легкодобываемой нефти устроит и $55.

Из всей тройки Россия лучше всего подготовилась к кризису, считает газета. Этого она добилась созданием своего Стабилизационного фонда (разделенного с 1 февраля 2008 года на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния). В это же время подобные фонды в Венесуэле и Иране почти пусты, в то время как Россия может похвастаться резервами зарубежных валют, оцениваемых в $580 млрд (по подсчетам The Times).

Российское руководство составляло бюджет на 2009 год, исходя из высокой стоимости нефти, и поэтому ему придется «латать дыры» в нем, подчеркивает The Times.

Несмотря на это, президент Медведев не собирается сворачивать с пути модернизации российской армии и отказываться от жесткой позиции в отношении стран Запада, считают журналисты газеты. Увеличение отчислений на армию пока только доказывают то, что Россия будет продолжать "гнуть свою линию" во внешней политике. Однако изменение обстановки на нефтяных биржах и проблемы в собственной экономике могут скорректировать эту позицию.

Об этом свидетельствует благоприятная для Запада позиция Москвы на последней сессии Генеральной Ассамблеи ООН, когда она поддержала предложения о продлении мандата НАТО в Афганистане и о проведении конференции по вопросу ядерной программы Ирана.

Что касается Венесуэлы и Ирана, то они, как уже было отмечено, плохо готовы к кризису. По мере того, как уменьшаются цены на нефть, осложняется ситуация с будущими выборами (в июне следующего года) для Махмуда Ахмадинежада. В 2005 году он смог победить на выборах за счет своих обещаний более справедливого распределения доходов от иранской нефти. Теперь же экономика стала его ахилессовой пятой, подчеркивает газета. Его безрассудные траты взвинтили инфляцию, которая в сентябре составляла 29% (при 12% в месяц, когда он только вступил во власть).

В Венесуэле похожая ситуация -- с той лишь разницей, что Уго Чавесу в ближайшее время не стоит опасаться очередных выборов -- он был переизбран в 2006 году, а срок полномочий президента Венесуэлы -- 6 лет. Правительство сокращает расходы, не отказываясь при этом от своей социалистической фразеологии, пишет The Times. Аналитики предполагают, что скоро ему придется поднять налоги и девальвировать валюту. Первой же сферой, в которой на отразились кризисные явления, явилась внешняя политика. Венесуэла сократила свою щедрую программу кредитования своих карибских союзников -- с 50% до 40% упала ее доля в PetroCaribe. Кроме того, под угрозой могут оказаться контракты на поставку военной техники -- впервые за последние три года Уго Чавес занял у Москвы $1 млрд на покупку российского вооружения. Ранее Венесуэла неизменно расплачивалась из своих денег, не прибегая к займам.

Полная версия