СМИ: СК действует на стороне «Уралхима» в конфликте с ТоАЗом
В противостоянии одного из крупнейших в мире производителей аммиака, самарского предприятия ОАО «Тольяттиазот» (ТоАЗ), и одного из его акционеров произошел новый, абсурдный с точки зрения закона, как полагают представители ТоАЗа, поворот.
В начале августа этого года следователи провели очередной обыск. На этот раз в ЗАО «АКБ «Тольяттихимбанк» были изъяты копии финансовых документов, пишет «Российская газета».
По мнению адвоката ТоАЗа Сергея Замошкина, руководство Следственного управления Следственного комитета по Самарской области поддерживает компанию «Уралхим» в его корпоративной войне против «Тольяттиазота», отмечает Агентство национальных новостей.
«Уралхим», напомним, является миноритарным акционером «Тольяттиазота».
Следователь следственного управления Следственного комитета России по Самарской области Александр Бембетьев добился санкции на обыск в рамках расследуемого им уголовного дела. Само же скандальное дело было возбуждено еще 10 февраля 2012 года против «неустановленных сотрудников ТоАЗа», которые якобы не предоставили одному из акционеров список лиц, имеющих право на участие во внеочередном собрании акционеров. «Якобы» потому что ранее представитель этого акционера уже обращался за защитой своих прав в Арбитражный суд Самарской области, где ему 21 декабря 2011 года было отказано в доступе к оригиналу списка на том основании, что он уже воспользовался своим правом и ознакомился с документом, пишет РГ.
Суд обосновал свое решение тем, что миноритарий уже ознакомился с документом. И тогда, игнорируя вступившее в законную силу решение суда, СУ СК по Самарской области по требованию «Уралхима» возбудил по тем же самым обстоятельствам уголовное дело по ч. 1 ст. 185.4 УК РФ «Воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг», пишет АНН.
Сергей Замошкин называет возбуждение уголовного дела в отношении его клиента «абсолютно незаконным и абсолютно необоснованным». Адвокат ссылается на ст. 90 УПК РФ, в которой говорится, что «обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором, либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки».
Тем не менее, дело возбуждено и, несмотря на жалобы, расследуется. В его рамках проводятся обыски и выемки документов, как на самом ТоАЗе, так и в других организациях. Как рассказал Замошкин, последний обыск проведен в начале августа в ЗАО «АКБ «Тольяттихимбанк», где были изъяты копии депозитарных договоров и масса других документов нескольких клиентов банка, являющихся миноритарными акционерами ТоАЗа.
По словам Замошкина, с ходатайством о получении санкции на выемку этих документов в Комсомольский районный суд города Тольятти обращался следователь СУ СК по Самарской области Александр Бембетьев. И это ходатайство следователь обосновал единственным – показаниями представителя «Уралхима» о том, что ряд компаний, якобы, аффилированых с ТоАЗом, и участвуют в голосовании на общих собраниях акционеров «Тольяттиазота» без одобрения советом директоров или собранием акционеров предприятия, что будто бы является нарушением закона. Между тем, как подчеркивает адвокат, нет никаких сведений о том, что эти компании аффилированы с заводом, но даже, если это и было бы так, то никаких ограничений на голосование у них быть не могло – законом такое не предусмотрено.
Комсомольский районный суд Тольятти удовлетворил ходатайство следователя, но, как полагает Сергей Замошкин, постановление суда принято также на основании одних только показаний представителя заинтересованной стороны – «Уралхима» и без какой либо их проверки.
«Не исключено, что следователь, направляя необоснованное и противоречащее «Закону об акционерных обществах» ходатайство, мог ввести суд в заблуждение, чтобы получить санкцию на изъятие нужных документов, которые понадобились именно «Уралхиму», ведущему корпоративную войну с ТоАЗом», – говорит адвокат.
Замошкин рассказал, что защита ТоАЗа неоднократно направляла жалобы на незаконные действия следователя руководству СУ СК по Самарской области, в СК РФ, прокуратуру и суд, но никаких мер к нарушителям закона не принимается. В результате, разъясняет адвокат, инициировавший незаконное расследование «Уралхим», фактически с помощью следствия получил неограниченный доступ к документам, зачастую составляющим коммерческую тайну, которые не имеют отношения к расследуемому уголовному делу, но важны в корпоративной войне, пишет АНН.
Как полагает Замошкин, теперь следствие, пытаясь оправдать незаконное возбуждение дела и скрыть работу на интересы «Уралхима», стало создавать видимость того, что заботится о правах и других акционеров.
В частности, следователь Бембетьев в конце апреля 2012 года направил запрос директору ЗАО «Корпорация «Тольяттиазот» Евгению Королеву, в котором просил предоставить ему «сведения о начислении и выплате дивидендов в период с 2005 по 2012 год» физическим лицам-акционерам ТоАЗа. Позже, по словам Сергея Замошкина, следствие интересовалось у этих миноритарных акционеров даже тем, довольны ли они размером выплаченных им дивидендов».
«Во-первых, никакие дивиденды не могут быть предметом расследования данного уголовного дела», – говорит адвокат.
Действия следствия, по словам адвоката, «противоречат закону и здравому смыслу», поскольку ни один следователь не имеет права вмешиваться в коммерческую деятельность предприятия».
«Я еще не встречал ни одного миноритарного акционера, довольного дивидендами. Если каждый недовольный акционер, а их в России несчетное число, будет обращаться к следователям, которые станут возбуждать уголовные дела, то экономика нашей страны рухнет. Это противоречит закону и здравому смыслу», – заявил Сергей Замошкин «Интерфаксу».
Он также отметил, что споры между акционерами разрешаются в соответствие с законом «Об акционерных обществах», в котором слово «следователь» не упоминается ни разу. Сергей Замошкин полагает, что поскольку представители самарских правоохранительных органов «так упорно закрывают глаза на нарушения закона, то уголовное преследование ТоАЗа - «не просто прихоть следователя, а системная политика Следственного управления Следственного комитета по Самарской области».