Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Аналитики: повышение капитализации «Аэрофлота» необходимо государству.

Генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев дал интервью радиостанции «Эхо Москвы», в котором еще раз поднял вопрос о повышении капитализации госкомпаний в преддверии приватизации.

Одним из основных факторов влияющих на капитализацию авиакомпании является наличие допуска на международных направлениях. «Почему мы все бьемся за международные допуски? – сказал он. -- Потому что это актив. Реальный актив, который рейтинговые агентства, от Moody’s до Deloitte даже предлагают отдельно учитывать в балансе. Например, совсем недавно была покупка нескольких слотов в одном из аэропортов, где западная авиакомпания заплатила за них порядка 200 млн долларов. Некоторые авиакомпании в Европе сейчас делают даже выпуск облигационных займов под залог допусков, которые они имеют».

Безусловно, чем больше допусков компания имеет, тем больше ее инвестиционная привлекательность, подтверждает начальник отдела анализа эмитентов «Номос банка» Игорь Голубев. «Развитая маршрутная сеть – это в любом случае преимущество, -- говорит он. -- Важно также, насколько легко компания получает допуски. Чем легче ей даются допуски – тем интереснее она для инвесторов».

Как подчеркивает Савельев, речь идет не о преференциях «Аэрофлоту», а о равенстве. А в последние 2,5 года можно говорить, скорее, об анти-протекционизме государства относительно собственной авиакомпании: за этот период «Аэрофлот» получил 75 допусков, а частная компания «Трансаэро», например – 130. При этом Савельев подчеркивает, что никаких претензий к «Трансаэро» нет. «Я с глубоким уважением отношусь к компании Трансаэро и то, что коллегам удалось сделать за 20 лет, безусловно, это большой успех, но факты и цифры – упрямая вещь», -- сказал он в эфире «Эха Москвы. Речь о другом – о принципах, которыми руководствуется регулятор отрасли – Росавиация, считает Савельев. «Если Аэрофлот будет приватизироваться, то, наверное, ее нужно не разгружать перед приватизацией, а нагружать активами? Как это делают, например, Турецкие авиалинии, ряд других западных перевозчиков», -- задается он вопросом.

Сегодня выдачей допусков занимается межведомственная комиссия при Росавиации. Как заявил Савельев, «Аэрофлот» считает работу комиссии непрозрачной, а ситуацию с получением допусков не соответствующей открытой конкуренции. Российским авиакомпаниям особенно важны допуски на международные рейсы на наиболее популярных направлениях. Эти допуски дает образованная при Минтрансе межведомственная комиссия. И, как отметил Савельев в эфире радиостанции «Эха Москвы», работа ее вызывает много вопросов. «На рынке нет открытой конкуренции – требование этой комиссии мы считаем непрозрачными», -- заявил он. Мало того – непредсказуемость распределения маршрутов лишает авиакомпании возможностей планировать свою деятельность, считает глава Аэрофлота». С мнением Савельева соглашаются и эксперты авиационного рынка: «Действительно к этой комиссии имеется множество нареканий. Они работают совершенно непрозрачно. Вроде бы есть формальные критерии, но, тем не менее, логика выдачи или невыдачи допусков непонятна», -- соглашается главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

Впрочем, ситуация может измениться – по словам главного редактора портала Avia.ru Романа Гусарова, работой межведомственной комиссии, выдающей допуски, недоволен и сам Минтранс. «Сейчас Минтранс всерьез рассматривает возможность передачи функции выдачи допусков саморегулируемой организации (СРО), которая будет готова взять на себя такую ответственность и созрела для нее», -- говорит эксперт. Если это будет сделано, то ситуация оздоровится, считает Гусаров. «А до этого все компании будут недовольны – и те, что получили допуски, и те, которым отказали», -- добавляет он.

Напомним, что к 2016 году государство собирается приватизировать «Аэрофлот», оставив за собой лишь «золотую» акцию. Однако, как неоднократно подчеркивали руководители государства, продавать за бесценок самые привлекательные госактивы бессмысленно. Между тем, сегодня из-за продолжающегося кризиса на мировых рынках акции «Аэрофлота» недооценены примерно вдвое: при рыночной цене в 42-45 рублей за акцию, их прогнозная стоимость по расчетам Deutsche Bank составляет 92,5 рубля за акцию.

«Савельев абсолютно прав», -- считает аналитик по транспорту «Райффайзенбанка» Константин Юминов. По мнению Юминова, проблема в том, что за приватизацию и за либерализацию рынка авиаперевозок отвечают разные ведомства. «Здесь тот случай, когда хочется и рыбку съесть, и…», -- говорит аналитик. В результате, в действиях государства отсутствует последовательность и логика. Государство должно объявить, что оно хочет: провести приватизацию, продать подороже Аэрофлот, или больше компаний пускать на международный рынок, считает главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Синицкий Алексей. «Проблема в том, что государство не определило, прямо и открыто, свою политику относительно отрасли», -- говорит аналитик банка «Уралсиб» Надежда Мырсикова.

Полная версия