Политолог: Милей переключает внимание общества Аргентины на внешние темы из-за неудач в реформах
Президент Аргентины Хавьер Милей приближается к заключению первых 100 дней своего правления. Экстремальный правый популист, занимающийся экономикой, завоевал власть, благодаря обещаниям кардинальных преобразований в стране.
В международных медиа Милея окрестили безумцем и проводили параллели с бывшим президентом США Дональдом Трампом, который является его идолом. Он заложил основу своей карьеры на возражения против «политической касты», эксплуатирующей обычных людей и ничего не вносящих в развитие страны. На митингах перед выборами Милей появлялся на сцене с бензопилой, угрожая устранить бюрократию и заявляя о периоде благополучия для Аргентины, стоящей на пропасти дефолта из-за глубокого экономического кризиса.
Аргентинская шоковая терапия
Милей действительно успел реализовать множество инициатив с момента вступления в президентский пост. В плане внешних дел, политик выступил против присоединения Аргентины к БРИКС, посетил Израиль, поддерживая его в противостоянии с ХАМАС, встретился в Ватикане с папой Римским Франциском, которого ранее называл «тупицей», и провел встречу с Трампом в США.
Кроме того, президент произнес речь на Мюнхенской конференции по безопасности, заявив о опасности социализма для Запада, подчеркнул намерение организовать саммит по урегулированию ситуации на Украине, выразив поддержку Киеву, и призвал Великобританию начать переговоры по вопросу о возвращении Аргентине Фолклендских островов, о спорном статусе которых идут разговоры с 19-го века. На данный момент контроль над территорией осуществляется Великобританией. В 80-х годах Аргентина безуспешно пыталась захватить острова силовым путем, проиграв вооруженный конфликт Соединенному Королевству.
В области внутренней политики «мини-Трамп» направил в парламент пакет реформ, включающий в себя обновление примерно 300 различных законов, уменьшение числа министерств с 18 до 9, либерализацию рыночных отношений в жилищной и земельной сферах, а также отмену ограничений по приватизации государственных компаний. Вместе с этим он провел масштабные увольнения среди госслужащих, ввел меры для сокращения бюджетных расходов (например, упразднил финансирование политических партий из госбюджета), осуществил девальвацию песо и ограничил государственное контроль над ценами на массу потребительских товаров.
Среди радикальных нововведений, напрямую затрагивающих жизнь общества, были предложены изменения трудового законодательства. К ним относятся закрепление 12-часового рабочего дня, продление испытательного срока до восьми месяцев и уменьшение длительности отпуска по уходу за ребенком с соответствующими выплатами.
Отторжение на внутреннем фронте
Реформаторская деятельность Милея была встречена без особого энтузиазма. В ответ на экономические инициативы и предложения вспыхнули протесты, к которым присоединились оппозиция и профсоюзы. На фоне этого обещанные преобразования не смогли получить поддержку в конгрессе страны. Экономическая обстановка усугубилась — по итогам 2023 года инфляция достигла 211%, а рост цен на продовольственные товары превысил 250%.
Трудности Милея в парламенте были вполне предсказуемы. У его ультраправой либертарианской коалиции «Свобода наступает» всего 40 мест из 252 в нижней палате и 7 из 72 в верхней, в то время как у оппозиции 104 и 33 мандата соответственно. Заметим, что ни один из 24 губернаторов Аргентины не входит в блок президента.
Эксперты, опрошенные «INFOX.ru», единодушны во мнении, что в данных условиях ожидать выполнения предвыборных обещаний от Милея не приходится. Главный редактор издания «Латинская Америка», директор Центра ибероамериканских исследований СПбГУ Виктор Хейфец считает, что действия президента Аргентины зависят от наличия возможностей.
«Милей ясно дал понять, что вопрос о переходе к доллару в качестве основной валюты в настоящий момент невозможен и не рассматривается. Чтобы воплотить в жизнь остальные планы, он начал вести диалог с губернаторами, поскольку они могут влиять на позицию депутатов. Милей стоит перед задачей изменить баланс сил в конгрессе, чтобы обеспечить поддержку своего пакета реформ. Без парламентской поддержки он утратит возможность исполнить все свои обещания», — объяснил специалист.
Исполняющий обязанности директора Института Латинской Америки РАН Дмитрий Розенталь считает, что у Милея не получается реализовать большую часть своих предвыборных сулам, связанных с обширными изменениями в аргентинском госаппарате. По его мнению, немаловажную роль сыграла конъюнктура в конгрессе.
«В нынешних условиях Милей больше акцентирует внимание на внешнеполитические инитиативы. Например, планы по восстановлению контроля над Фолклендскими островами, поддержка Израиля в конфликте с ХАМАС и предложение перенести аргентинское посольство из Тель-Авива в Иерусалим. Все это выступает средством отвлечения общественного внимания от неудач в проведении социально-экономических реформ», — замечает эксперт.
Отказ от революционных мер?
Сопротивление в конгрессе вынудило команду Милея на различные концессии. Изначально «шоковый пакет реформ» содержал более 660 статей, однако после блокировки в нижней палате их число снизилось до 384. Например, популист отказался от увеличения экспортных пошлин на сельскохозяйственную продукцию, от изменений в системе взносов соцстрахования и от резкого увеличения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.
Смягчение внутренней политики сопровождается частичным откатом и на внешнеполитической арене. Специально отметим, что Милей более не настроен на полный разрыв сотрудничества с Китаем, Бразилией и Россией. Более того, в политическом окружении президента подразумевают возможность его встречи с российским лидером Владимиром Путиным, несмотря на объявленную поддержку Украины.
Тем не менее, существенных изменений в стратегии Милея пока не наблюдается. Он заявляет об уверенности в способности провести необходимые реформы и минуя конгресс, и сравнивает блокирование своих предложений с борьбой против «препятствующих изменениям». Президент верит, что к выборам 2025 года ему удастся улучшить жизнь аргентинцев, тем самым обеспечив своей партии победу и изменя баланс сил в парламенте.
Дмитрий Розенталь из Института Латинской Америки РАН подчеркивает, что президенту Аргентины приходится идти на компромисс с другими политическими силами. Он отмечает, что Милей, в основном, выступает в роли прагматика.
«Милей стремится прагматично подходить к задаче преобразования страны, стремясь сделать свои предложения более умеренными. Многое будет зависеть от его способности достигать договоренностей с конгрессом и другими политическими силами. В конечном итоге он выполняет свою работу в рамках существующих обстоятельств», — утверждает специалист.
По словам Виктора Хейфеца из Центра ибероамериканских исследований СПбГУ, Милей пока не отказывается от своих радикальных инициатив, хотя и сталкивается с некоторыми трудностями в процессе их реализации.
«Милей подтверждает стремление к приватизации максимального числа государственных предприятий, уменьшению числа министерств и закрытию государственного агентства Telam. Поэтому невозможно утверждать, что он снижает степень своего радикализма. Проблема заключается в технической невозможности выполнить многие из своих обещаний», — акцентирует эксперт.