Кто будет строить атомный объект в Бангладеш?
Госкорпорация «Росатом», Министерство науки и технологий Народной Республики Бангладеш и Департамент по атомной энергии правительства Республики Индия 2 марта 2018 г. подписали меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в реализации проекта сооружения АЭС «Руппур» в Бангладеш.
Ранее региональный вице-президент «Росатом-Южная Азия» Андрей Шевляков в связи с открытием общественной приемной отмечал, что: «В Росатоме мы уделяем первостепенное значение ядерной безопасности. Второе направление – это изменение репутации атомной энергетики». Интересно, о какой ядерной безопасности и изменении репутации можно говорить с такими подрядчиками, как у Росатома?
Расскажем только одну показательную историю. Она берет свое начало несколько лет назад, когда ООО «Голденберг» должно было осуществить для правительства Москвы работы по реконструкции Нагатинского моста в Москве и строительство Дома дружбы в Вильнюсе (Литва). Оба проекта компания с треском провалила – срыв сроков, некачественное исполнение и обман субподрядных организаций – основное, чем запомнилось участие ООО «Голденберг» в этих проектах. Формально директором ООО «Голденберг» являлся разменявший девятый десяток Борис Гитлин, по факту основным бенефициаром фирмы был один из его сыновей.
Логично, что правительство Москвы осталось недовольно сложившейся ситуацией - контракты с подрядчиком были разорваны, ООО «Голденберг» Московским УФАС в декабре 2016 года было внесено в реестр недобросовестных поставщиков.
Внесение в реестр недобросовестных поставщиков – наказание скорее репутационное. Наказать же компанию «по суду» за потраченные впустую миллионы рублей московских налогоплательщиков не удалось до сих пор. Судебные разбирательства как и поиск немалых денег освоенных семейным подрядом Гитлиных идут по сей день.
Московское правительство и субподрядчики, которые остались без денег за выполненные для ООО «Голденберг» работы пытаются обнаружить выделенные на реконструкцию Нагатинского моста и исчезнувшие со счетов компании «в никуда» 2 млрд рублей. Субподрядчик реконструкции Нагатинского моста ЗАО «Перкон» судится с Генподрядчиком ООО «Голденберг» за недоплату 200 млн. рублей с набежавшими процентами. Тот в свою очередь, вы не поверите, судится с Правительством Москвы за незаконное, по его мнению, расторжение контракта (И недавно отсудил у Москвы около 100 млн. руб.).
В принципе, ситуация для строительного комплекса если и не стандартная, то привычная – суммы там фигурируют немалые, опыта и профессионализма в 90-е нигде не раздавали, поэтому бывает, что кто-то что-то вовремя по разным причинам не выполнил. И решение таких хозяйственных споров в судебном порядке – обычная практика. Но тут начали вскрываться очень интересные, если не сказать скандальные подробности. Дело, вернее теперь уже дела, тянутся с 2015 года и вовлекают в свой круговорот все больше интересных лиц и организаций.
Вовлеченным в судебные разбирательства мало кому известного ООО «Голденберг» оказалось и зарубежное лицо российской атомной энергетики, гигант «Атомстройэкспорт».
По делу пострадавшего от недобросовестности генерального подрядчика ООО «Голденберга» ЗАО «Перкон», основного исполнителя работ по реконструкции моста, в судебном порядке были арестованы счета должника. В ходе выемки судебными приставами документов «Голденберга» выяснилось, что деньги для оплаты долгов у него имелись. Несмотря на арест одних счетов, компания успешно открывала другие и получала на них деньги от нового контракта на сооружение строительно-монтажной базы АЭС «Руппур» в Бангладеш на сумму 31 млн. долларов с АО «Атомстройэкспорт».
Кроме того 1 млн долларов перевел ООО «Голденберг» из личных средств министр московского правительства по внешнеэкономическим связям Сергей Черемин!
Зачем, министр московского правительства дает взаймы личные деньги проштрафившемуся поставщику московского правительства? Что бы тот раздал долги, исправился и починил, наконец, Нагатинский мост? Вряд ли.
После получения аванса в 8 миллионов долларов от «Атомстроэкспорта» ООО «Голденберг» тут же возвращает деньги Черемину. Видимо в спешке - логикой не объяснишь, оформили все так, будто министр Сергей Черемин взял тот-же миллион долларов США в долг у ООО «Голденберг».
А результат всех этих многоходовок таков, что теперь ЗАО «Перкон» должен денег не только «Голденберг» с пустыми счетами, но и «Атомстройэкспорт» и Сергей Черемин.
То есть, фактически атомщики стали соучастниками Гитлиных в выводе государственных денежных средств и несут солидарную ответственность перед их кредиторами.
А тут еще на месте строительства атомной станции забастовали бангладешские подрядчики. История повторилась - им не заплатило ООО «Голденберг». У всех пострадавших естественно возникает вопрос, куда делись 8 миллионов долларов аванса «Атомстройэкспорта»?! Оказывается, они все до копейки потрачены: часть ушла в Бангладеш на оплату местным подрядчикам, а 2,3 миллиона долларов переведены в Ирландию компании GoldenBarley («Голден Барли») за инжиниринговые услуги по этому контракту.
С местными подрядчиками, которые устраивали акции протеста на стройплощадках, разбирается новый подрядчик «Атомстройэкспорта» «ИнтерРАО-Инжииринг». А вот ирландская «Голден Барли» почему-то молчит. Ответа на этот вопрос в публичном поле нет, зато информацию о самой компании можно легко найти в интернете. Все активы компании – это 800 тысяч евро на счету и 100–процентное владение московским ООО «Платто» с недвижимостью в России. Бенефициаром «Голден Барли» (в отчете это скромно названо по-английски alternative shareholder) на момент всех этих сделок являлась некая Елена Соболева. Такое же имя и фамилию носит женщина, которую Черемин с недавних пор на всех светстких раутах представляет своей новой женой.
Конечно, возможны всякие совпадения. И уж нет сомнений, что Черемин, являющийся одним из богатейших чиновников московского правительства, может без труда дать 1 млн. долларов Гитлиным из личных средств и без помощи своей или чужой Елены Соболевой. Но с какой стати государственный «Атомстройэкспорт» должен оплачивать долги какого-то ООО?
Также вызывает вопрос подход к ядерной безопасности на строящихся АЭС, если они используют «передовые инженерные решения» ирландских компаний с активами в виде торговых центров. Как могла GoldenBarley, не имеющая никакого опыта в ядерной электроэнергетике, выполнить инженерно-управленческое и консультационное обеспечение строительства АЭС? Теперь контрольно-ревизионному управлению московского правительства, Счетной палате и Генеральной прокуратуре нужно выяснить все эти взаимосвязи. А мы будем продолжать смотреть на подрядчиков Росатома и других госкорпораций.