Мыльный пузырь вместо развития территорий
Подготовка к чемпионату миру – лакомый кусок для многих инвесторов. В конце прошлого года компания «Аэросоюз-девелопмент» обнародовала масштабные планы по строительству вертолетной инфраструктуры у объектов ЧМ-2018 в Казани и Самаре.
Директор компании, Тимофей Матисон, уверял, что «вертолет – это не страшно». Во всех городах Европы есть по нескольку вертолетных площадок – чем российские региональные центры хуже? Даже пообещал вертолетный бум в столице Татарстана– мол, после ЧМ-2018 все бросятся покупать летучие машины (минимальная стоимость вертолета Robinson начинается от $630 тысяч).
Кто бы спорил – летать, в том числе в черте города, можно и нужно. Только вот фирмы, объединенные брендом «Аэросоюз», вряд ли смогут обеспечить эту возможность жителям российских регионов. Ни один проект так и не был воплощен в жизнь.
Микроимперия Климчуков
В орбите «Аэросоюза» - множество компаний с самими разными названиями. «АЭРОСОЮЗ Инжиниринг», «АЭРОСОЮЗ-Девелопмент», "АЭРОСОЮЗ-БАШКИРИЯ", ООО «Авиа-альянс»… Какие-то из них все еще существуют, какие-то находятся в стадии ликвидации. Сама «головная» вертолетная компания – просто «Аэросоюз» - разорена. В ноябре московский арбитраж ввел процедуру наблюдения в отношении ЗАО «Вертолетная компания «Аэросоюз»», она должна банку около 20 миллионов рублей. И это - только один из кредиторов.
Все акции компании на сегодняшний день принадлежат Дмитрию Климчуку. Бывший владелец компании, его брат Александр Климчук, сейчас банкрот по иску тогдашнего партнера, Александра Хрусталева. Банкрот в буквальном смысле – не то что вертолетов, гаечного ключа своего нет. Бедный и неимущий, по крайней мере по документам.
Когда иск был подан, Александр Климчук заверил региональных партнеров, что на реализацию очередного масштабного проекта его судебные дела не повлияют, а банкротство – просто черный пиар.
Региональными партнерами были представители властей Нижегородской области. Соглашение о строительстве подписывал лично Валерий Шанцев, тогда занимавший пост губернатора. В строительство вертолетного центра на Гребном канале планировалось вложить более ста миллионов рублей. Позже СМИ написали о планах «Аэросоюза» открыть в области школу подготовки и переподготовки пилотов гражданской авиации в Нижнем Новгороде. Однако похоже, эти планы так и остались на бумаге.
И можно бы даже было даже попытаться обвинить в этом фиаско фирмы пресловутый черный пиар. Только вот беда – проекты «Аэросоюза» и связанных с ним компаний обычно так и заканчиваются. Громкие планы, объявления в прессе, молчание. Остается надеяться, что за это время «инвестору» не перепало что-нибудь из государственного бюджета…
Бендер 21 века
Такое впечатление, что Александр Климчук, прежде чем начать свой бизнес, вдоль и поперек изучил не биографии известных предпринимателей, а бессмертное творение Ильфа и Петрова. И поначалу даже превзошел Остапа Бендера.
В регионах анонсировано столько проектов, что если бы они действительно были бы осуществлены, это бы стало настоящим прорывом в создании вертолетной инфраструктуры России.
Но увы, прорыва не произошло. В 2015 году должен был появиться вертолетный центр в Ростове. Не появился. Нижний Новгород? Извините, не получилось. В Самаре собирались порадовать гостей чемпионата мира по футболу? Нет. Все будет, но в 2019-м… Наверное. Может быть.
Видимо, завлекательные предложения о миллионных инвестициях в строительство вертолетного чего-нибудь рассылались по всем крупным регионам. Этакие гастроли по стране – с обещаниями, красивыми словами, потрясающими планами, подписанием официальных соглашений с местным правительством – и неизменным финалом в конце. Опять не вышло.
Искусство пускать пыль в глаза в бизнесе может пригодиться. Но до определенного предела. В какой-то момент надо переходить от слов к делам. А вот с этим у «Аэросоюза» вечные проблемы. То ли денег не хватает, то ли желания… то ли до региональных чиновников доходит, с кем они имеют дело, и те пытаются быстро выпутаться из очередного «прожекта» с минимальным ущербом для бюджета и репутации.
Вертолетное такси в Перми не приземлилось
Корреспонденты нашего издания уже пытались разобраться в структуре вертолетной микроимперии Климчуков. Дело это сложное, неподготовленный человек запутается.
Интересующиеся могут запутаться и в деятельности компаний "Аэросоюз-Девелопмент" (66 процентов акций принадлежит ООО «Химтранс», 34 – Дмитрию Климчуку) и ООО «Авиа-Альянс Пермь» (учредитель - ООО "АВИА-АЛЬЯНС", 99 процентов акций – у «Химтранса»). По данным ЕГРЮЛ, всеми компаниями руководит некий Матисон Тимофей Олегович.
А теперь, как говорится, следите за руками. 20 октября 2017 в электронной газете Татарстана «БИЗНЕС Online» публикуется большое интервью «одного из соинвесторов проекта благоустройства набережной около «Казань Арены» Тимофея Матисона – именно так героя представил журналист. Гендиректор компании «Аэросоюз-Девелопмент» подробно рассказал о том, что именно хочет делать в Казани.
А 23 ноября «КоммерсантЪ» публикует большую статью, посвященную фиаско проекта вертолетного такси в Перми. Краевое минэкономразвития заключило соглашение о реализации проекта в 2016 году с ЗАО «Вертолетная компания Аэросоюз». Вложить планировалось 900 миллионов рублей!
Занималось этим проектом ООО «Авиа-Альянс-Пермь», обещавшее наладить работу нового вида транспорта и создать соответствующую инфраструктуру. Но обещания так обещаниями и остались - ООО «Авиа-Альянс Пермь» объявило о ликвидации. Чиновники сделали хорошую мину при плохой игре и заявили, что нашли нового инвестора. Однако эксперты усомнились в такой возможности. По мнению специалистов, проект этот дорогостоящий и вряд ли будет приносить прибыль. Его можно было осуществить разве что до кризиса, когда все были полны радужных надежд. Сейчас их нет, а деньги экономят.
Свои или заемные? А без разницы
Тимофей Матисон, беседуя с журналистом, заявил, что уволился со всех постов. Может, конечно, и уволился, только вот в Едином реестре государственных юридических лиц он по-прежнему значится и учредителем ООО «Авиа-Альянс Пермь», и гендиректором «Авиа-Альянс», и главой «Аэросоюз-Девелопмент».
Информацию о том, что планы по созданию сети вертолетных центров и авиатакси в Самарской области осуществятся, компания «Аэросоюз-Девелопмент» обнародовала в декабре 2017 года. Сообщается, что общая сумма инвестиций компании «Аэросоюз-Девелопмент» в проект составит 726 миллионов рублей, из них 617 миллионов рублей - капитальные вложения. Откуда возьмутся деньги, не сказано. Впрочем, свою позицию гендиректор фирмы (бывший? настоящий?) обозначил с прямо-таки подкупающей откровенностью. На вопрос журналиста, свои или заемные средства будет вкладывать компания в строительство вертолетной структуры в Казани, Тимофей Матисон ответил: «А какая разница? Как только деньги поступили на расчетный счет, они тут же стали средствами компании».
При таком отношении неудивительно, что кредиторы никак не могут получить обратно средства, которые задолжал «Аэросоюз»…
А еще Тимофей Матисон отдельно пожаловался на медлительных чиновников – мол, не дают развернуться как следует. Предприниматели действительно частенько говорят о том, что вести бизнес в регионах непросто. Однако в случае с «Аэросоюзом» удивительно, что с компанией и ее многочисленными «дочками» и дружественными фирмами вообще кто-то рискует связываться, кроме правоохранительных органов. Видимо, еще не все главы российских регионов осознали, с кем именно имеют дело. И прозрение может оказаться очень неприятным.