Москва
3 января ‘25
Пятница

Победа Жээнбекова в Киргизии или грязная кампания ради чистых выборов

Несмотря на то, что в современной Киргизии впервые смена власти прошла без беспорядков, власть подготавливала народ к защите суверинитета на улице, на случай неправильных результатов президентских выборов.

На выборах президента в Киргизии, которые прошли 15 октября, победил экс-премьер республики и преемник уходящего президента Атамбаева Сооронбай Жээнбеков. Он набрал около 54 % голосов избирателей. Основной оппонент Жээнбекова бизнесмен Омурбек Бабанов получил 33%. Третье место у бывшего секретаря совбеза Киргизии Адахана Мадумарова – за него проголосовало около 6,5% избирателей. Удивил экспертов результат также бывшего премьера Киргизии Темира Сариева с 2,5% голосов. Голосование прошло без серьезных нарушений, заявили в Центризбиркоме Киргизии. Международные наблюдатели отметили ряд нарушений в день голосования и странностей в итогах голосования, но приняли их и признали выборы демократическими и легитимными.

Киргизия впервые в своей истории выбрала президента голосованием на участках, а не беспорядками на улице. Но за два месяца до подведения итогов выборов сценарий с уличными беспорядками не был таким уж невероятным.

Эксперты сходились во мнении, что если выборы не пройдут в один тур или победит не преемник уходящего президента республики Алмазбека Атамбаева, то уличных волнений будет не избежать. При этом, только правящая верхушка имеет достаточные ресурсы, чтобы инициировать протесты такого масштаба, что президент введёт режим чрезвычайной ситуации и просто отменит неудобные результаты выборов. Но этот сценарий разыгрывать не понадобилось, так как преемник Атамбаева Жээнбеков получил необходимые голоса большинства.

Победа Жээнбекова не далась политической элите Киргизии просто — на его кампанию работал весь государственный аппарат. Искусственно было ограничено число граждан, которые смогли принять участие в выборах процедурой биометрической регистрации. В результате право на участие в выборах получила всего половина от 6 млн граждан Киргизии — чуть более 3 млн человек. Из низ на участки пришли около 1,7 млн избирателей, а за Жээнбекова проголосовало меньше миллиона — чуть больше 925 тысяч человек.

Не смогла проголосовать многочисленная киргизская диаспора в России и в других странах, так как за границей было организовано ничтожно мало избирательных участков. Помимо этого, вынужденные зарабатывать деньги для своих семей за пределами Киргизии, иммигранты должны были вернуться домой для прохождения пресловутой биометрической регистрации. В итоге при том, что по оценкам миграционных служб за границей трудятся около миллиона киргизов, в списки МИДа Киргизии для голосования были включены всего 18580 человек, из которых проголосовали всего 4695 человек. Примечательно, что за границей, где голосовал прежде всего дипкорпус, Жээнбеков набрал всего 33%. Это не удивительно, ведь киргизы, вынужденные покидать родной дом и семьи для заработков за границей, не очень любят существующую власть. Второе же место среди избирателей, проголосовавших за пределами Киргизии, с 31% получил Адахан Мадумаров.

Киргизские государственные и приближенные к власти СМИ вели неприкрытую пропаганду за преемника Атамбаева, как и сам президент. СМИ выполняли функцию подготовки почвы для массовых митингов в защиту суверенитета, если бы результаты выборов были другими.

Социальное напряжение в Киргизии создавалось и другими действиями пока еще действующего президента. На пост премьер-министра был поставлен человек, старт карьеры которого начался в команде свергнутого президента Курманбека Бакиева, тогда как Жээнбеков ассоциировался у народа с человеком сменившим Бакиева —Атамбаевым. При этом нового премьера Сапара Исакова в СМИ открыто обвиняли в слишком тесных связях и лоббировании интересов с США.

Сторонников кандидата Омурбека Бабанова, как только его рейтинг вырос слишком высоко, обвинили в подготовке беспорядков и арестовали. Да и самого Бабанова в государственных СМИ обвиняли и в подготовке переворота. Да, Атамбаев провоцировал людей выйти на улицу, пугая их подготовкой захвата власти олигархами и ставленником президента Казахстана. Бабанова в провластных СМИ  сделали марионеткой Назарбаева. Примечательно, что до встречи альтернативного кандидата с президентом Казахстана, Атамбаев относился к Бабанову более чем лояльно. Эксперты даже называли Бабаова вторым преемником – своеобразным планом «Б» Атамбаева на случай неудачи Жээнбекова. После встречи Бабанова с Назарбаевым отношение президента Киргизии и всей государственной машины изменилось к Бабанову изменилось коренным образом. 

Если выборы, а точнее процесс голосования, в Киргизии были признаны относительно демократичными и прозрачными, то предвыборная кампания вызвала у международных наблюдателей серьезные вопросы. То, какой ценой Жээнбеков получил победу на выборах, должно быть обобщено и тщательным образом изучено. Нет, не для отмены и пересмотра их итогов. Это никому не нужно. Всем нужна стабильность и мир в Центральной Азии, а не очередные волнения. Тем более, к некоторым действиям Жээнбеков и его команда не имели прямого отношения. Детальный анализ прошедшей кампании нужен для того, чтобы мотивировать избранного президента своими действиями доказать - избиратели голосовали за достойного человека, который будет работать на благо страны и её граждан. Можно назвать это дамокловым мечем - легитимность избрания всегда можно подвергнуть сомнению и доказательно заявить, что за нового президента Киргизии проголосовали не из-за наличия программы и понимания того, как управлять страной, а потому что власти запугали избирателя, отрезали протестный электорат от голосования, с провели беспрецедентную кампанию по дискредитации альтернативных кандидатов, рупором которой был Алмазбек Атамбаев. Такие разговоры непременно будут возникать, если Жээнбеков не будет ежедневно доказывать своей работой, а не популистскими заявлениями, что избиратель не ошибся и выбор был сделан правильный. То, что президент не справляется со своей работой, будет небезосновательно подаваться, как прямое следствие того, что Жээнбеков не должен был стать президентом, а его им сделали и все знают как. Международное сообщество посылает избранному президенту Киргизии сигнал:  мы не будем подвергать сомнению итоги выборов и легитимность избрания президента, так как мир и стабильность в регионе важнее. Поэтому мы сосредоточимся на 15 октября, на процедуре голосования, признаем её демократической и будем ждать. Ждать реального президентства Сооронбая Жээнбекова.

Полная версия