Задачей ЦБ было уничтожение банка «Югра»
Бывший президент банка рассказал историю конфликта с регулятором.
В интервью порталу LENTA.RU бывший президент банка “Югра” Алексей Нефедов рассказал подробности громкого конфликта кредитной организации с Центральным Банком.
Оказалось, что история началась далеко не вчера: как только банк «Югра» вошел в топ-100 российских банков, он сразу попал под пристальное внимание ЦБ, рассказывает Нефедов. Сотрудники регулятора имели полную возможность следить за банковскими операциями - вся деятельность “Югры” была полностью открыта для ЦБ.
“Последние два года в банке физически постоянно присутствовали сотрудники от ЦБ и АСВ, иногда их количество доходило до 40 человек”, - поясняет Нефедов.
Таким образом, при полном контроле ЦБ исключается ситуация, когда банк “вдруг” стал проблемным. Экс-президент отмечает, что банк был полностью ликвиден, все резервы по предписаниям ЦБ начислялись строго в срок, а банковский капитал был существенно выше предельных значений, установленных регулятором. Нефедов отмечает, что не может понять, как в таких условиях можно было принимать решение о введении в структуру руководства временной администрации.
Топ-менеджер отмечает, что за последние годы претензий у регулятора не было, а были предписания, которые банком полностью исполнялись. “Самое последнее было получено 6 июля поздно вечером, срок исполнения этого предписания — а там было требование о создании резервов более чем на 13 миллиардов рублей — был вообще катастрофически мал: до 15 часов 7 июля мы должны были отчитаться. И банк выполнил это предписание”, отмечает он. Однако через два дня в банк была введена временная администрация.
При этом, Нефедов отмечает, что все просьбы о встрече и взаимодействии, Центральным Банком игнорировались: “Только за последний год мы направили 10 писем с просьбой разъяснить те или иные положения Банка России и их применение в текущем положении. На многие из этих писем регулятор не ответил”.
Нефедов схематично описывает произошедшее, что по его словам, напоминает классическую схему рейдерского захвата объекта из 90-х годов: ”Жесткий заход в банк, отстранение действующего руководства от управления, создание огромных резервов — искусственное создание убытков, приведших капитал к минусовому значению, и, как следствие, отзыв лицензии по формальным критериям.”
На вопрос о дыре в капитале банка, Нефедов рассказывает о преднамеренных действиях временной администрации, которые привели к снижению капитала до отрицательных значений: за несколько дней приказом руководителя временной администрации стоимость недвижимых активов банка была снижена в три раза, капитал выводился в очередные дополнительные резервы, в результате чего он с 33 млрд. рублей сократился до минус 7 млрд., что и стало формальным основание для отзыва лицензии. Временная администрация добилась этого в результате давления на главного бухгалтера и корректировки бухгалтерских записей задним числом.
При этом, по словам Нефедова, временная администрация банка продолжает действия на уничтожение “Югры” и сейчас: сотрудниками ЦБ вывозится мебель и оргтехника, а сотрудникам банка запрещено появляться на своих рабочих местах. “Все делается для того, чтобы не было возможности восстановить «Югру» даже при положительном решении суда по нашему иску”, заключает он.
Экс-президент также рассказал о планах спасения банка, которые были представлены регулятору - без привлечения каких-либо бюджетных средств. При этом, отметил он, все банковские операции и способы пополнения капитала банка были полностью законны: “На все средства, включенные в капитал, мы давали развернутые пояснения ЦБ, и после этого мегарегулятор давал согласие на включение этих средств в капитал”.
Нефедов отмечает, что надеется на справедливое решение арбитражного суда. Напомним, слушания по искам «Югры» против Центробанка назначены на 19 сентября и 11 октября.