Москва
5 ноября ‘24
Вторник

ЦБ обвинили в «банковской инквизиции»

О своеобразных функциях Центрального Банка пишет своей авторской колонке партнер правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Магомед Газдиев.

Автор отмечает колоссальные полномочия и независимость Центрального Банка от органов государственной власти: «В реализации своих функций Центральный Банк независим как от федеральных, так и от региональных органов государственной власти, и, уж конечно – от органов местного самоуправления».

При этом, размах деятельности регулятора невероятно широк: от предписаний, обязательных к исполнению до отзыва лицензий и вопросов девальвации национальной валюты – отмечает эксперт.

Самым неприятным моментом, пишет Газдиев, является возможность единоличного принятия ключевых решений председателем Банка – решений как локальных, так и влияющих на жизнь всей страны, вроде девальвации валюты: «Решение Банка России по резонансному делу – это всегда решение его председателя, назначенного Государственной Думой РФ по представлению Президента России. <…>Действия Банка России, как публично-правового образования, затрагивают общественные интересы, его решения вызывают широкий резонанс, и больно бьют по карманам сограждан».

Инквизиторская функция ЦБ, заключает эксперт, состоит в том, что кроме колоссальных функций регулятора по формулированию обязательных к исполнению правил и предписаний, ЦБ обладает и законотворческой функцией – законы, касающиеся компетенций регулятора поступают к нему на экспертизу и утверждение. «Даже право законодательной инициативы, которого ЦБ не имеет в силу 104-ой статьи Конституции России, не обошло его стороной», пишет юрист.

При этом, только с начала этого года, Центральным Банком издано более 130 различных приказов, которые обязательны для исполнения всеми кредитными организациями.

Автор отмечает, что суды, учитывая колоссальную роль регулятора, уже отказываются рассматривать дела, отнесенные к компетенции ЦБ – при том, что жалоб на действия регулятора с каждым днем все больше: «Суды всё чаще отказываются разбираться в том, что на конституционном уровне отнесено к исключительной компетенции ЦБ».  

ЦБ обладает властными полномочиями вплоть до отзыва лицензии у кредитной организации, и такие «карающие функции» роднят его в глазах общества с органами государственной власти. При этом, «Центробанк не отвечает по обязательствам государства, а государство – по обязательствам ЦБ», пишет Газдиев, отмечая неподконтрольность регулятора государству.

Эксперт сообщает о проблемах в коммуникации между обществом и Центральным Банком. Регулятор принимает нормативы и выпускает предписания, которые не понятны обществу, они никак не разъясняются. Это обстоятельство подрывает доверие граждан к банковской сфере, отмечает юрист.

Это недопонимание усиливается – ЦБ не может объяснить суть своих решений понятным для граждан языком. Совокупность подобных проблем и позволяет охарактеризовать функции Центрального Банка в современной России как инквизиторские.

Полная версия