Авиаимперия Кузнецова – головная боль отрасли
Губернатор Мурманской области Марина Ковтун потребовала от Ространснадзора проверить авиакомпанию Red Wings, которая отменила практически все июльские рейсы из Мурманска, несмотря даже на то, что на них уже проданы билеты.
«Давать оценку действиям компании этой – «Ред Вингс», я думаю, сейчас бессмысленно, ее уже дали наши земляки в соцсетях. Компания сама создала себе мощнейшую антирекламу и конечно, наказана будет рублем. Наказание последует обязательно, но наша с вами задача позаботиться об интересах земляков. В разгаре лето, люди планируют отпуска, каждый день на счету и каждая копейка на счету» – цитирует Марину Васильевну местное TV21. Между тем мурманский скандал, судя по всему, является лишь началом масштабных проблем по сценарию громко обанкротившейся «Трансаэро».
Компания Red Wings является частью холдинга «Скай Инвест» (главный акционер – Сергей Кузнецов), еще один актив этого объединения – недавно купленная «Нордавиа», уже допустившая два дефолта по накопленным долгам. Изначально Сергей Кузнецов планировал создание на базе двух перевозчиков большого лоукостера, конкурента «Победы», но уже через месяц передумал.
Вообще, нельзя сказать, чтобы Кузнецов сильно интересовался воздушными делами: он заходит в любую дверь, если там можно заработать (см. «Гута-Банк», где он был вице-президентом у своего брата Артема, совладельца группы «Гута»). Так, в 2015 году никогда всерьез не работавший в недвижимости выпускник МАИ внезапно стал заместителем генерального директора АИЖК – мощной государственной структуры, снабжающей российские банки деньгами на сокращение ипотечных процентов для граждан. Потом он вновь переключил внимание на небо, когда появилась возможность приобретения «Нордавиа» по низкой цене.
Низкие цены Кузнецов любит: несчастную Red Wings он купил в 2013 году у бизнесмена Александра Лебедева за 1 рубль (у компании отозвали лицензию после катастрофы Ту-204 во Внукове). А вот с «Нордавиа» просчитался: она тоже была приобретена по знакомству и по дешевке (покупатель много лет занимал высокие посты в «Норильском никеле», прекрасно знаком с основным акционером холдинга олигархом Владимиром Потаниным), но долговые обременения компании оказались весьма существенными.
Специалисты отрасли озадачены происходящим вокруг «Скай Инвеста». Проект объединения компаний в лоукостер изначально вызывал много вопросов и выглядел как попытка за счет более менее стабильной «Нордавиа» отсрочить конец Red Wings. Внезапная отмена планов и последующие неудачи холдинга окончательно подорвали доверие к нему. Напомним, летом 2016 года Red Wings уже вынуждена была объясняться по поводу регулярных задержек рейсов, причиной которых назвали «технические неисправности нескольких воздушных судов». А год спустя мы видим уже не только задержки, но и отмены, а также перспективу серьезного штрафа от регулятора отрасли.
«Нордавиа», в свою очередь, находится в сложном финансовом положении из-за неспособности отдать накопленные еще при «Норильском Никеле» долги, которые аккумулировала в своих руках офшорная компания с гордым названием World Best Trade; оспорить этот кредит невозможно, поскольку подпись полномочного представителя «Нордавиа» стоит на соглашении о смене кредитора. Сроки выплат по рублевой части долга прошли еще весной; стороны ищут пути компромисса, но пока тщетно. Если арбитраж сочтет требования World Best Trade о выплате всего долга (по разным сведениям – 7–12 млрд руб.) обоснованными, компании, судя по всему, придется прекратить свою деятельность и начать процедуру банкротства.
При этом «Нордавиа», как и в свое время «Трансаэро», чрезвычайно активно продает авиабилеты как на регулярные, так и на чартерные рейсы – вероятно, надеясь получить недостающую ликвидность с пассажиров. Но даже если это удастся, то собранные деньги уйдут кредиторам, а выполнять полеты будет просто не на что. И мы получим июльский Мурманск во всероссийском масштабе.