Москва
24 ноября ‘24
Воскресенье

Клячин и собственники бывшего совхоза хотят заполучить землю ИКЕА

Совсем скоро, 28 октября, возобновится противостояние одного из крупнейших налогоплательщиков Московской области, компании ИКЕА, и собственников бывшего совхоза «Путь к коммунизму», ныне – КСХП «Химки». Арбитраж Московского округа рассмотрит кассационную жалобу последних на прежнее решение суда. Ранее Фемида подтвердила права ИКЕА на участок земли, на который пытается претендовать КСХП. Но собственники бывшего совхоза настойчиво продолжают атаковать инстанции.

Предыдущее арбитражное разбирательство спора ИКЕА и КСХП (аббревиатура расшифровывается как «коллективное сельскохозяйственное предприятие») прошло в конце июня. Тогда суд отменил обеспечительные меры в отношении имущества европейской компании – участка в 16,4 гектара и двух работающих на ней зданий офисного комплекса «Химки бизнес-парк» общей площадью 40 тысяч «квадратов».

Меры были наложены ещё в декабре прошлого года по жалобе КСХП, контролируемого одиозным предпринимателем Александром Клячиным. Тем самым Клячиным, бывшим в лихие девяностые «гендиректором и совладельцем инвестиционной компании «Нерль», известной агрессивными сделками на рынке земли». Это цитата из Forbes. А вот как определяют Клячина «Ведомости»: «основатель компании «Нерль», которая специализировалась на слияниях и поглощениях». Кстати, той же деятельностью, похоже, занимались адвокаты КСХП – Наталья Весельницкая и её падчерица Наталья Митусова. В СМИ их чуть ли не уважительно именуют «легендами отрасли слияний и поглощений» и вспоминают, что они уже «работали» в Химках, где «приняли самое деятельное участие в «поглощении» химкинского завода «Стройдормаш», представлявшего большой интерес для поглотителей «благодаря» занимаемой площади в 4 гектара и площадям в 15 тысяч «квадратов»».

Клячин же, со своей стороны, известен удачными и не очень поглощениями «Моспромстроя», «Мосспецавтоматики», ткацкой фабрики «Красная Роза».

В общем, неудивительно, что после летнего заседания ИКЕА вздохнула с облегчением: суд принял решение, позволяющее компании сосредоточиться непосредственно на бизнесе и на какое-то время отойти от арбитражной нервотрёпки. Такое же чувство, пожалуй, испытали и арендаторы офисов в «Химки бизнес-парке», сплошь именитые корпорации – «Ягуар Ленд Ровер», «Хасбро», «Ивеко», «Фиат», «Рено Тракс», «Вольво», DHL и так далее. Все они, кстати, проходят по делу в качестве третьих лиц.

Да и как здесь не вздохнуть, коль истец настаивает не только на возврате якобы принадлежащих ему земель, но и на непременном сносе зданий? И вот, если предположить, что арбитраж принимает сторону истца, спецтехника разрушает высотки и… Вот здесь не совсем понятно, что будет делать КСХП с полученными гектарами. Засеет их капустой?

Это риторический вопрос. Поскольку, как нам подтвердили близкие к процессу источники, речь идёт о специфической «капусте» - деньгах. По слухам, представители собственников КСХП выходили на ИКЕА с очень деловым предложением: компания выплачивает большую сумму, исчисляемую десятками миллионов долларов, после чего сутяжники оставляют её в покое. К слову, это напоминает один из алгоритмов действий вышеназванной «Нерли». В середине нулевых аналитический журнал «Вслух о…» рассказал о том, как «Нерль», завладевая небольшим пакетом акций той или иной компании, использовала его в целях принуждения бизнесменов к сделкам. Годы проходят, но методы не меняются.

Вообще, противостояние ИКЕА и КСХП «Химки» идёт с 2012-го. Три года назад к немалому, можно предположить, удивлению корпорации малоизвестное сельхозпредприятие заявило о претензиях на землю, вот уже десятилетие принадлежащую ИКЕА. Точнее так – в 1993-м компания получила участок в аренду у администрации Химкинского района, а в 2011-м выкупила его.

То есть, получается, что КСХП «Химки» «с начала девяностых даже и не подозревали, что их грядки им не принадлежат. Может ли поверить в это суд, находящийся в здравом уме и твёрдой памяти? Тем более если сопоставит имеющиеся данные с биографией Александра Клячина. Тот, как можно уяснить из открытых источников, увлёкся пресловутыми «слияниями и поглощениями» в 1994 году, когда стал руководителем корпорации «Мир». Через несколько лет возглавил «Нерль», начавшую активно интересоваться подмосковными совхозами. Дело дошло до открытого столкновения с другим «слиятелем-поглотителем», компанией «Вашъ финансовый попечитель», - стороны буквально сошлись в рукопашной в битве за совхоз «Анненский».

И сейчас Александр Клячин, видимо, готовится к решающему поединку. По оперативной информации из юридического сообщества, делегаты от Клячина уже обошли всех адвокатов Москвы в поисках сильного судебного лоббиста, способного продавить необходимое решение. В этом есть логика: понимая, что позиция КСХП на процессе проигрышная, его представители лихорадочно ищут способ «уговорить» Фемиду.

Наверное, с точки зрения Клячина, игра стоит свеч. По экспертным оценкам, химкинские гектары, стоят $25-30 млн. И это без стоимости уже возведённых на них зданий. Скорее всего, как рассуждают собственники КСХП и их юристы, ради шанса приобрести лакомый кусок стоит подавать многословные кассационные жалобы (объём последней составляет 30 страниц) и до конца биться с ИКЕА, очевидно, выступившей в роли добросовестного приобретателя пустующих земель.

Но каковы могут быть последствия этих действий?

Среди действующих предприятий городского округа Химки (с 2005 года он объединяет собственно Химки и бывший Химкинский район) есть много уважаемых компаний – это легендарные НПО «Энергомаш», конструкторское бюро «Факел», НПО имени Лавочкина. С начала нулевых здесь также активно развивается ритейл – именно в Химках открылся первый российский магазин ИКЕА. А торгово-развлекательный центр МЕГА на Ленинградском шоссе – один из крупнейших в нашей стране.

Более того, близость аэропорта «Шереметьево» и в целом удачное расположение Химок благоприятно для размещения представительств западных компаний: к примеру, упомянутых уже резидентов комплекса «Химки бизнес парк».

И тут вдруг на сцену выходит некое КСХП, в названии которого словосочетание «сельскохозяйственное предприятие», не более чем фигура речи, и заставляет нервничать законопослушный бизнес.

Заслужить репутацию района с привлекательным деловым климатом сложно. Разрушить её можно за одно судебное заседание.

Полная версия