Москва
6 ноября ‘24
Среда

Почему падают рейтинги СТС

Отечественный медиа-рынок нынче переживает трудные дни. Но во всем ли виноват лишь разбушевавшийся экономический кризис? Для правильного ответа на этот вопрос, как нам показалось, полезно прочитать статью, которую «Свободная Пресса» перепечатывает из материалов информагентства «РУСПРЕС».

Троянский конь на СТС

С началом лета российские телеканалы традиционно подводят итоги прошедшего телесезона. Главным аутсайдером в очередной раз признан канал СТС — в 2014 году его зрительская доля продолжила сокрушительное падение с 11,3% до 10,2%. Это означает, что популярный некогда развлекательный телеканал растерял 10% своей аудитории. Холдингом «СТС Медиа», в который помимо СТС входят также «Домашний», «Перец» и СТС Love, руководит Юлиана Слащева — бывший президент пиар-агентства «Михайлов и Партнеры». За провальную политику на СТС эксперты называют ее самым бездарным медиаменеджером в истории российского телерынка и недоумевают, каким образом Слащевой удается занимать свою должность вот уже почти два года. Как сообщала в конце апреля газета «Ведомости», консолидированная выручка «СТС Медиа» за I квартал 2015 года обвалилась на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В долларах этот показатель снизился в полтора раза. В компании одной из главных причин коллапса называют низкие рейтинги флагманского канала медиагруппы — СТС. Эти показатели гендиректор холдинга Юлиана Слащева считает «очень хорошими с учетом сложившейся конъюнктуры». При этом не совсем понятно, о какой конъюнктуре может идти речь, если ближайший конкурент СТС, канал ТНТ, недавно поставил новый рекорд и обогнал по чистой прибыли НТВ. По данным TNS, в январе-марте 2015 года СТС регулярно смотрели 8,3% зрителей России в возрасте 10−45 лет, что на целую четверть меньше, чем годом ранее. По поводу неудач СТС Слащева высказывается столь же туманно: «К сожалению, прежде холдинг слишком экономил на закупке контента». Нынешнее руководство «СТС Медиа» все неудачи списывает на роковые ошибки своих предшественников и спешно готовит себе «золотые парашюты». На фоне трехкратного падения капитализации холдинга, поощрительная программа для его директоров увеличена на 10 млн долларов. Вернее, руководители сами ее увеличили: в случае смены собственника компании Юлиана Слащева получит 1,25 млн долларов отступных, а ее многочисленные замы — суммы от 189 до 814 тыс. долларов. «Крысы прогрызли кораблю днище, а теперь бегут с него», — с сокрушением отзывается о ситуации на СТС источник в телеотрасли. В августе 2013 года неожиданное назначение Юлианы Слащевой на пост гендиректора «СТС Медиа» породило массу вопросов — эксперты гадали, почему Юрий Ковальчук, владеющий блокирующим пакетом акций (25,4%) холдинга через кипрскую компанию Telcrest, поставил на столь значительный пост бывшую пиарщицу, не имевшую опыта управления на телевидении. Одна из самых популярных и убедительных версий сводится к желанию Ковальчука еще больше увеличить свою долю в холдинге в том случае, если крупнейший собственник — шведская MTG (владеет 39%) сочтет бизнес нерентабельным и выставит его на продажу. При таком раскладе Юлиана Слащева выступает в качестве «троянского коня», призванного разрушить СТС изнутри. Именно потому Ковальчук и его партнеры молчаливо поощряли вопиюще непрофессиональные методы Юлианы — такие как, например, выпуск шапок и кошачьих лотков с названиями сериалов СТС, запуск реалити-шоу о похудении «Взвешенные люди» и личное участие директрисы в промо-акциях с утренними пробежками команды канала.

После краха СТС Юлиане Слащевой отнюдь не угрожает безработица — в награду за старания по развалу успешной телекомпании она в придачу к «золотому парашюту» вполне может заполучить должность гендиректора «Первого канала». Не секрет, что нынешний руководитель «первой кнопки» Константин Эрнст неоднократно подвергался критике со стороны Слащевой, несмотря на все свои заслуги по организации церемоний открытия и закрытия Олимпиады-2014. В частности, архитекторами майского информационного вброса о попытке самоубийства Эрнста называют пиар-агентство «Михайлов и Партнеры», основатель и владелец которого — Сергей Михайлов — является мужем и отцом троих детей Юлианы Слащевой.

Развал ИТАР-ТАСС

В то время как Слащева блещет успехами на телевидении, Михайлов с сентября 2012 года пробует себя в качестве генерального директора информационного агентства ИТАР-ТАСС. Считается, что именно в годы его руководства уровень профессионализма работников ТАССа резко снизился — репутация легендарного информбюро пострадала из-за ряда громких скандалов. Так, в июне 2014 года агентство ошибочно приписало Владимиру Путину слова об обстреле российской территории с украинских позиций. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков вынужден был констатировать, что заявление Путина было передано журналистами некачественно и непрофессионально. В другой раз ТАСС сообщил, что американский журнал Foreign Policy назвал Путина самым влиятельным политиком в мире, в то время как оценка эта являлась частным мнением политолога Яна Бремера, опубликованного в его блоге на сайте Foreign Policy. Поскольку ТАСС традиционно воспринимается как один из самых проверенных источников информации, новость эта облетела все российские СМИ, но вскоре журнал Foreign Policy выступил с ее позорным опровержением. Проявления халатности и некомпетентности со стороны сотрудников ТАСС напрямую связаны с кадровой политикой, проводимой в информагентстве Сергеем Михайловым вот уже почти три года. В январе гендиректор на собрании с участием трудового коллектива объявил о грядущих сокращениях персонала на 25%, а также о снижении зарплаты на 20%. Столь жесткие меры Михайлов связал с неумением агентства зарабатывать деньги и высокой себестоимостью его продукции, а вину за эти неудачи возложил напрямую на журналистскую команду ТАСС. Работники информагентства, в свою очередь, утверждают, что за монетизацию продуктов ИТАР-ТАСС и повышение доходов в целом должен был отвечать как раз сам генеральный директор и пришедший вместе с ним финансовый блок. Хотя традиционно для информационного агентства основным источников доходов являются платные подписки на новостные ленты и фотобанк, Михайлов решил сделать упор на рекламе через официальный сайт ТАСС. При этом за три года работы он так и не смог привлечь крупных клиентов — баннеры на сайте представлены в основном госкомпаниями, с которыми сотрудничает пиар-агентство «Михайлов и Партнеры».

Кормушка для пиарщика

Агентство организует торжественные мероприятия для Московской школы управления «Сколково», работает с РОСНАНО, банк ВТБ, Газпром. «Михайлов и Партнеры» победило в тендере Министерства по развитию Дальнего Востока «на разработку коммуникационной стратегии информационно-аналитического и консультационного обеспечения по привлечению инвестиций на Дальний Восток от инвесторов из стран АТР и ЮВА». Агентство является наиболее вероятным победителем в тендере Министерства образования и науки — на проведение рекламной кампании с целью улучшения позиций отечественных вузов в международных рейтингах, цена вопроса — 24 млн рублей. Как видно, основные доходы «Михайлов и Партнеры» получают от контрактов со структурами, связанными напрямую, либо аффилированными с государством. Данный факт не возбранялся бы, если бы не ряд обстоятельств, связанных с противоречивым статусом самого Михайлова и схемами владения его агентства. Бенефициарами группы компаний «Михайлов и Партнеры» являются Сергей Михайлов и его супруга Юлиана Слащева, аакционерами одноименного ЗАО — кипрские офшоры «Си.Би.Эс.Эф корпорейт бизнес сервис», Balta Limited, «Артикус инвестментс лимитед» и «РИО Лимитед». Учитывая, что Сергей Михайлов является руководителем крупнейшего государственного информационного агентства и фактически по статусу ничем не отличается от директоров госкорпораций, весьма сомнительной представляется ситуация, когда его же агентство направляет суммы от контрактов с государственными структурами на счета кипрских офшоров. Как минимум этот нюанс может стать интересным объектом для внимания со стороны компетентных органов — достаточно любому депутату Госдумы или другому официальному лицу попросить Генпрокуратуру и Следственный комитет проверить деятельность Сергея Михайлова и подконтрольных ему компаний.

В заключение необходимо отметить, что деньгами, щедро перечисляемыми от государственных структур, Михайлов и Слащева иной раз распоряжаются весьма экстравагантным образом — например, покупают на эти средства частный самолет. При этом чувства благодарности по отношению к государству чета пиарщиков явно не испытывает — нередко в Фейсбуке Юлианы Слащевой можно видеть карикатуры и фотожабы, высмеивающие лично президента РФ Владимира Путина, а также издевательства над ним, в которых принимает участие и сама Слащева.

Полная версия