Дом графа Орлова в Москве под угрозой уничтожения
Причина банальная – спор хозяйствующих субъектов. Еще двумя историческими зданиями вскоре может стать меньше в столице. Под угрозой разрушения оказались Дом и примыкающий к нему Флигель городской усадьбы графа Орлова конца XVIII века (Б.Никитская, д.5, Романов пер, д.7). Оба строения имеют большую историческую ценность, входят в число объектов культурного наследия.
Сохранить их для потомков могли ремонтные работы, которые начались два года назад. За это время на объекте местами были сняты перекрытия и внешний штукатурный слой. Но строительная фаза реконструкции так и не началась – в 2014 году работы были остановлены. Причина - между заказчиком (собственником здания) и подрядчиком произошел конфликт на почве финансовых взаимоотношений.
Спор возник после первого года работ, когда заказчик посчитал, что цены на ремонт сильно завышены. Следом собственник решил в одностороннем порядке расторгнуть контракт и удалить подрядчика со стройки. Однако подрядчик (ООО «Атлант-Строй») показывал в ответ ордер на выполнение работ до декабря 2014 года, по которому отвечал за сохранность объекта и безопасность реконструкции. По документу выходило, что сотрудники строительной фирмы не имели права покидать стройплощадку. Начались взаимные претензии и судебные тяжбы.
Но в ноябре 2014 года представители заказчика все же сумели выставить работников фирмы с площадки. Кто теперь охраняет объект, ведет строительный и архитектурный надзор – большой вопрос. По некоторым данным, никто! Осталось здание и без установленного подрядчиком теплового контура. Он предохранял оголенные кирпичные стены от чрезмерного охлаждения, которое в зимний период может привести разрыву кирпичной кладки из-за замерзающей влаги.
В настоящее время здание усадьбы графа Орлова находится в плачевном состоянии. Судя по фотографиям, местами от строения остались только внешние стены. Без должного присмотра и дальнейшей реконструкции, по некоторым оценкам, дом может полностью разрушиться. Во всяком случае, риски выросли.
Кто же сегодня несет ответственность за судьбу исторического здания в нескольких сотнях метров от Кремля? По факту – собственник и заказчик ремонтных работ. В этом списке можно обнаружить три организации - ООО «Старые Мастера», ООО «Центр Капитал» и ООО «НОЦ «Юрист-Международник». Все они, так или иначе, связаны с одной фамилией – Возяков. К примеру, ООО «Старые Мастера» на 85% принадлежат Возякову Д.И.. Он же – гендиректор ООО «Центр Капитал», которое в свою очередь владеет 99% ООО «НОЦ Юрист Международник», где собственником также значится Возяков Игорь Владимирович.
О г-не Возякове известно следующее: бывший топ-менеджер нефтяных компаний «Лукойл» (возглавлял управление стратегического маркетинга в 90-х годах) и «Транснефть» (вице-президент компании и глава дочерней структуры «Стройнефть»).
После ухода из нефтяного бизнеса г-н Возяков стал весьма состоятельным человеком. Стала ли он олигархом? Покупал ли дорогую недвижимость и личные самолеты?). Собрал огромную коллекцию дорогих старинных икон? Покупал ли коллекцию картин, часть из которых (на сумму около $2 млн.) впоследствии оказалась подделкой? Мы не вправе это утверждать, так как документов на собственность с его фамилией в руках редакции на момент выхода публикации не оказалось.
Но нас больше волнует другой вопрос: почему задача реконструировать собственное историческое здание в центре Москвы общей площадью около 3 тыс. кв. метров оказалась непосильной для столь обеспеченного человека?
Но, возможно, странного здесь не так много. Поговаривают, что истинная причина богатства Игоря Возякова - не столько в его деловых качествах, сколько в отношениях с нефтяным магнатом Семеном Вайнштоком. Действительно ли глава «Транснефти» поставил его на хлебную должность? Не через эту ли должность проходили и исчезали в неизвестном направлении астрономические суммы? Не беремся утверждать – это вопрос для правоохранительных органов.
Для нас важнее другое: позволяет ли совесть человеку государственного масштаба быть участником скандалов вокруг строительства трубопровода ВСТО (Восточная Сибирь — Тихий Океан) и при этом не довести до ума проект реконструкции исторического здания?