Москва
18 декабря ‘24
Среда

Минздрав: продуманный пиар и критика в нужном объеме

Министр здравоохранения Вероника Скворцова все чаще становится героем хорошо продуманных PR кампаний. Политологи считают, что на критику общественности госпожа Скворцова отвечает PR-эффектами и прибегает к услугам дорогостоящих политтехнологов.

Для укрепления своих позиций у министра здравоохранения есть даже «специально нанятые» общественные деятели, которые занимаются обслуживанием интересов самой Скворцовой. Одним из таких лоббистов интересов Минздрава считается директор фонда «Здоровье» и заместитель руководителя Федерального центра экстрапирамидных заболеваний и психического здоровья ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России Эдуард Гаврилов. Как пишут некоторые СМИ, общественник Гаврилов является «PR-проектом» Вероники Скворцовой и осуществляет «медийное прикрытие» коррупционных скандалов в Минздраве.

В отечественной системе здравоохранения активно началась реформа, которая обернется ликвидацией ряда больниц, роддомов и других медицинских учреждений. Минздрав во главе с Вероникой Скворцовой создал для этого необходимые условия, в результате чего реформа может в конце концов получить имя нынешнего министра, как в 90-е грабительские преобразования стали «гайдаровскими» и «чубайсовскими».

Если при бывшем руководителе Минздравсоцразвития Татьяне Голиковой врачи участвовали в акциях протеста локального масштаба, то при новой главе Министерства здравоохранения РФ Веронике Скворцовой медицинские работники решились на противостояние чиновниками в «федеральном формате»

Как сообщил прессе независимый профсоюз медицинских работников «Действие», митинг врачей, прошедший в Москве 2 ноября, вскоре получит свое продолжение. Предположительно, 28 ноября 2014 года профсоюз намерен провести общероссийскую акцию протеста медработников.

Эксперты утверждают, что митинг врачей, прошедший 2 ноября, стал крупнейшей за последние годы акцией протеста медицинских работников. Врачи, медсестры, санитары, фельдшеры и даже пациенты вышли на митинг против закрытия и реорганизации медучреждений и увольнений медработников

Так чем же недовольны врачи, что протесты и митинги в стране против реформ не затихают уже второй месяц?

План-график преобразований системы здравоохранения в Москве на сайте rusmedserver.com. Из документа следует, что сотрудники 28 учреждений, включая 15 больниц, будут уволены, помещения высвобождены, а оборудование передано другим учреждениям. Подлинность документа подтвердил источник, близкий к московскому правительству, и источник в одной из ликвидируемых больниц, пишет РБК.

Сложная ситуация сложилась и в регионах, где медицинский персонал идет уже на крайние меры, чтобы хоть как-то повысить свой заработок.

8 октября 2014 года в Уфе медперсонал скорой помощи возобновил голодовку. Среди голодающих оказались 6 врачей, 9 фельдшеров, 1 медбрат, 7 медсестер. А ведь врачи уфимской скорой помощи уже провели акцию голодовки с 9 по 18 сентября. Медики требовали 100% оплату ночных дежурств, а также доплату за интенсивность и увеличенный объем работы в неукомплектованных бригадах.

Местные гражданские активисты утверждают, что перед голодовкой врачи из Уфы пытались добиться помощи от федерального Министерства здравоохранения, дабы оно хоть как-то повлияло на региональные власти.

Так журналисты телеканала РЕН-ТВ еще в 2013 г. в своей передачи «Дело врачей», посвященной реформе здравоохранения, озвучили, что на эту реформу уже было затрачено 630 млрд. руб., а за время проведения этой реформы с работы из российских государственных больниц уволилось более 200 000 врачей-специалистов, то есть 1/3 всех медицинских «спецов».

По словам экспертов, за время пребывания у власти Вероники Сворцовой ситуация с зарплатами врачей в стране стала просто ужасной. Возьмем, к примеру, положение врачей из ГБУЗ «Итомлинская участковая больница» (Тверская область), чьими пациентами являются около 30 000 жителей (почти все пенсионеры) из 120 деревень.

Еще совсем недавно у этой больнице даже не было машины для выезда к пациентам. Был, конечно, старенький УАЗик, да и тот давно сломался. Не лучше ситуация и с лекарствами, ведь для лечения 15 больных (большая часть старенькие бабушки и дедушки) реально выделяются лекарства лишь для пятерых.

Теперь взглянем на ситуацию, к примеру, в Иваново. Там катастрофически не хватает врачей «скорой помощи», а одна бригада в день вместо 9 положенных вызовов совершает 20 выездов к пациентам. Причем, в бригаде вместо врача, 2-х фельдшеров, санитара и водителя находится лишь фельдшер и водитель. При этомзарплата ивановской «скорой» - всего 3300 рублей! Говорят, что в последнее время оклад ивановских врачей повысили, но, по словам самих медиков, они все равно продолжают получать нищенские зарплаты.

Сейчас общественность очень волнует вопрос, куда исчезают деньги из Минздрава и почему закрываются больницы, которые по Госпрограмме должны идти на достойные зарплаты российским врачам, ведь «Государственная программа развития здравоохранения Российской Федерации», реализуемая до 2020 года, обходится госбюджету более чем в 33 трлн рублей. Причем, в этой Госпрограмме напрямую сказано, что одной из ее целей является увеличение средней заработной платы медицинского персонала. Но где же достойные зарплаты для врачей?

Причем, несмотря на многомиллиардные траты из госбюджета, в провинциальных центральных районных больницах врачи получали от 6800 до 8000 рублей (смотря от его квалификации)

«У меня жена врач-терапевт. Зарплата-7000 рублей. Позор нашему государству за такие зарплаты!!!!», - пишет 6 октября 2014 года один из посетителей медицинского IT-портала.

«Работаю участковым педиатром. Стаж 23 года.1 категория. Зарплата за 2 ставки 21000 в Омске ! Дежурства 4 раза в месяц. Сдвоенные приемы. На приемах по 60 детей....», - пишет пользователь 30 сентября 2014 года.

«Больница управделами президента, дежурства 174 часа -25 тысяч, стыд и позор!», - пишет пользователь 22 сентября 2014 года.

На фоне этого в Правительстве РФ нас убеждают, что «средняя зарплата врачей в сфере обязательного медицинского страхования по итогам I квартала 2014 года составила 43,69 тысячи рублей, что на 26,6% выше аналогичного показателя прошлого года»

Однако, в последнее время критику Вероники Скворцовой со стороны общественности можно услышать нечасто, а единственным публично озвучиваемым критиком Минздрава на медийном пространстве остался «раскрученный в СМИ» директор фонда «Здоровье» и заместитель руководителя Федерального центра экстрапирамидных заболеваний и психического здоровья ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России Эдуард Гаврилов.

Кроме этого Гаврилов является членом Общественной палаты (ОП) РФ (в ранге заместителя председателя Комиссии ОП по здравоохранению) и членом Центрального штаба Общероссийского народного Фронта (ОНФ), чьим лидером является сам президент РФ Владимир Путин.

Кстати, фонд «Здоровье» господина Гаврилова – это, по сути, тоже сугубо «пиаровская» организация, так как «цель работы фонда - получение, анализ и распространение информации о состоянии и развитии системы здравоохранения в РФ»

При этом, по слухам, Гаврилову даже доверено намеренно критиковать Минздрав по «не самым принципиальным вопросам», чтобы, как критика Скворцовой его невозможно было заподозрить в лоббизме ее личных интересов.

Так в марте 2014 года член ОНФ Эдуард Гаврилов попросил министра здравоохранения Веронику Скворцову, чтобы она разобралась в том, почему ее ведомство никак не примет постановление о дополнительном финансировании федеральных медицинских центров из средств фонда обязательного медицинского страхования (ОМС). По мнению экспертов, пояснения были готовы заранее, так что в итоге глава Минздрава осталась в выигрыше, а реальная критика по поводу ОМС федеральными СМИ «почему-то» была «не замечена».

Далее Гаврилов сделал громкое заявление, что проблема обеспечения лекарствами от редких болезней носит системный характер. Это тоже – «камень в огород» министра.

А вот 3 октября 2014 года Гаврилов неожиданно вступил с «убийственным» для Скворцовой обвинением в том, что Минздрав не обладает достоверной информацией о потребности медучреждений во врачах.

Однако, разумеется, если бы Гаврилов действительно был бы таким уж непримиримым противником Скворцовой, неужели бы она сохранила за ним должность заместителя руководителя Федерального центра экстрапирамидных заболеваний и психического здоровья ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России?

Ведь, по факту получается, что самый ярый критик Скворцовой в СМИ – ее непосредственный подчиненной, находящийся на достаточно «хлебной должности» в системе Минздрава, да еще раскрученный в медийном пространстве.

Впрочем, все предполагаемые вложения в господина Гаврилова наверняка уже с лихвой окупились, ведь «кусая» Скворцову по пустякам, в реальных финансово значимых вопросах этот член ОП и функционер ОНФ всегда встает на сторону главы Минздрава. Хотя зачастую он принимал участие и в сложных информационных операциях.

По словам экспертов из медицинского сообщества, после серии скандалов, связанных с закупками лекарственных препаратов и в Кремле, и в Белом Доме рассматривалась (лишь на уровне идеи) возможность выделения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) из под контроля Минздрава.

Говорилось это в кулуарах Дома правительства, но публично это никто не озвучивал. Видимо, госпожа Скворцова решила нанести «упреждающий удар», и 29 сентября 2014 года Гаврилов публично заявил, что «Росздравнадзор должен быть выведен из подчинения Минздрава»

Дальше последовала та же схема, что и в случае с проблемами в сфере ОМС, так как СМИ тут же написали, что «эксперты не советуют отделять Росздравнадзор от Минздрава»

При этом озвученная Гавриловым идея расширить Росздравнадзору полномочия самим сотрудникам ведомства явно пришлась по нраву. Ведь чем больше у него будет полномочий, тем больше Росздравнадзор сможет контролировать «золотоносный» медицинский рынок и лекарственный оборот.

Иными словами, всей этой «информационной комбинацией» Гаврилов и Скворцова не только сорвали процесс выделения Росздравнадзора из Минздрава, но и практически добились расширения его полномочий!

Однако, через кого конкретно министр Скворцова контролирует лекарственный рынок? Чтобы это понять, нужно присмотреться к главе Росздравнадзора Михаилу Мурашко. Кстати, он с 2006 по 2011 год Мурашко был министром здравоохранения Республики Коми.

На этой должности Мурашко проходил свидетелем по уголовному делу, связанному с закупкой по завышенным ценам компьютерных томографов для лечебных учреждений Коми.

Так в 2011 году правоохранители пришли к выводу, что Минздрав Коми (который ранее возглавлял Мурашко) потратил слишком много денег на закупку томографов из-за просчета начальника ГУ РК «Главное управление материально-технического обеспечения здравоохранения РК» Сергея Кончица. Он должен был провести мониторинг цен и определить реальную стоимость оборудования. По мнению следствия, при расчете цены Сергей Кончиц совершил халатность, которая обошлась бюджету почти в 16 миллионов рублей.

Впрочем, независимые эксперты назвали эту «халатность» обыкновенным «распилом», а тот факт, что Мурашко длительное время не являлся на допросы и публично оправдывал Кончица, заставил специалистов предположить, что Мурашко так же «был в доле» и «кое-что «поимел» из этих 16 млн.руб.»

Разумеется, это всего лишь версия, но разве можно было назначать главой Росздравнадзора человека, замешанного в коррупционном скандале?

А, быть может, Мурашко специально был назначен на руководство Росздравнадзором именно из-за того, что он уже был фигурантом дела о коррупции в медицинской сфере? Так что теперь, по мнению экспертов, Мурашко уже смог «подстроить» медицинский рынок под Скворцову, что позволяет ей беспрепятственно контролировать многомиллионные финансовые потоки.

Очевидно, что, помогая Скворцовой сохранить контроль над Росздравнадзора, Гаврилов оказал ей действительно неоценимую услугу. А вообще, похоже, действенную схему придумали Гаврилов и Скворцова, в которой общественник выступает в роли «застрельщика», а затем «прикормленные министром» пиарщики через СМИ создают вокруг проблемной ситуации выгодный для Минздрава резонанс.

Теперь стоит обратить особое внимание на то, что Федеральный центр экстрапирамидных заболеваний и психического здоровья ФМБЦ им. А.И. Бурназяна (заместителем руководителя которого является Гаврилов) входит в состав Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) России, подконтрольного Минздраву.

Эксперты считают, что Скворцова полностью унаследовала серые схемы, которые были еще при прошлом министре здравоохранения.

Только в сентябре 2014 года в Министерстве здравоохранения РФ были выявлены серьезные хищения и злоупотребления. К примеру, 52,6 млрд рулей, предусмотренных правительством на строительство региональных перинатальных центров, до субъектов РФ так и не дошли. В чьих карманах могли осесть эти деньги – догадаться несложно.

Вполне возможно, что «знатный общественник» Эдуард Гаврилов, так же, как и Скворцова, вышедший «из-под крыла Голиковой», теперь старается «крышевать» серые схемы Минздрава в медийной сфере, по мнению экспертов, являясь личным «PR-проектом» министра здравоохранения.

При этом он не старается раскрыть коррупционные схемы в ФМБА, не рассказывает о «темном прошлом» главы Росздравнадзора, не ищет, в чьих карманах осели деньги из суммы в 52,6 млрд рулей, выделенные на строительство региональных перинатальных центров.

Полная версия