Москва
26 декабря ‘24
Четверг

Принесет ли международная коалиция мир Ираку?

Укрепление экстремистских и террористических группировок, в особенности «Исламского государства Ирака и Шама» (ИГИШ), стало одним из важнейших факторов активизации международных и региональных усилий на Арабском Востоке.

Только в последнее время президент США Барак Обама, который совсем недавно пытался делить террористические организации на «хорошие» и «плохие», стал переключаться от политики сдержанности и расчетливости в отношении к исламистским организациям, действующим в Сирии и Ираке, к позиции активного противодействия. Свое движение против ИГИШ США начали с принятия в августе этого года резолюции Совета Безопасности (СБ) ООН за номером 2170, которая признает законным во всех аспектах ведение военных действий против формирования «Исламское государство», поскольку последнее практикует убийства и физические преследования части иракского общества, включая христиан, курдов и йазидов. Эта резолюция СБ осуждает жестокие преступления против человечности, которые совершают ИГИШ и «Джабхат ан-Нусра» по отношению к гражданским лицам в Сирии и Ираке, требует их немедленного прекращения и призывает все государства к сотрудничеству в деле привлечения к ответственности всех, кто совершает эти террористические акции. Последней каплей, переполнившей чашу терпения американской администрации, стали видеозаписи казни американских журналистов, распространившиеся в сетях Интернета. Теперь, в своей борьбе с «Исламским государством» США стали опираться на целый ряд международных сил, в числе которых НАТО, Лига арабских государств, ряд отдельных стран Ближнего Востока.

Первыми к новой войне с террористами подключились девять стран НАТО, включая Великобританию, Германию, Францию, Италию, Данию, Польшу, Канаду, Австралию и Турцию. Именно они в ходе саммита НАТО 4-5 сентября в Шотландии первыми выразили свое согласие войти в международную коалицию по борьбе с «Исламским государством». Вслед за ними в Саудовской Аравии 7 сентября заявление о своем вхождении в коалицию приняли министры иностранных дел еще 9 арабских государств, а именно: Ирака, Иордании, Ливана и стран, входящих в Совет сотрудничества государств Персидского залива - Саудовская Аравия, Оман, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Кувейт. Характерно, что турецкая делегация, принимавшая участие в этой встрече, не подписала «межарабское» заявление, опасаясь за жизнь своих 46 граждан, которые находятся в плену у боевиков с июня этого года. Этим турецкая сторона проявила свое стремление занять более сдержанную позицию относительно своего участия в военных мероприятиях. Наконец, наиболее широкомасштабным мероприятием по международной поддержке военных планов США стала прошедшая 15 сентября в Париже международная конференция по обеспечению мира и безопасности в Ираке, в которой приняли участие около 30 представителей различных государств, включая Россию. Следующим этапом станет еще одна конференция, которая пройдет в Бахрейне и определит конкретные место и роль каждой из стран, вошедших в коалицию, в проведении военной операции против «Исламского государства».

У некоторых европейских стран, в частности Франции, имеется собственный подход к характеру и методам проведения военной кампании против ИГИШ, поскольку французы считают необходимым учитывать мнение официального Дамаска при ведении боевых действий на ее территории, а также считают возможным участие Ирана в отдельных мероприятиях. Но это противоречие нисколько не мешает США, занимая главенствующую позицию в этой кампании, проталкивать только свои решения. Именно по настоянию США делегация Ирана была отстранена от участия в парижской конференции.

Что касается России, то совершенно очевидно, что ни в какой коалиции ее не будет, о чем уже объявил Белый дом. Да и само выступление министра иностранных дел Лаврова на конференции в Париже носило слишком общий характер, чтобы показать намерение нашей страны играть какую-либо роль в этой военной кампании. Заявление Лаврова, что «Сирия и Иран - наши естественные союзники в борьбе против ИГИЛ» не изменит решения США изолировать две эти соседние с Ираком государства от реализации плана уничтожения «Исламского государства». Совершенно очевидно, что США будут бороться с неугодными Бараку Обаме режимами до конца, и вполне возможно, что коалиция против «Исламского государства» может, в случае успеха, перерасти в коалицию против Сирии.

В любом случае, маховик «мировой» войны против «Исламского государства» уже запущен. ВВС США и присоединившиеся к ним французские самолеты наносят авиаудары по позициям ИГИШ в Ираке, на что исламисты угрожают дальнейшими казнями пленных европейцев, но сами продолжают продавать добытую в Ираке нефть на черном рынке в объеме 3 миллионов долларов ежедневно, что позволяет им обеспечивать себя всем необходимым, включая все виды вооружений. Несмотря на это вряд ли можно сомневаться в том, что военная операция коалиции по ликвидации «Исламского государства» в Ираке и Сирии обречена на успех, и вопрос заключается лишь в том, какой ценой будет обеспечен успех и какие последствия будут у этой победы.

Прежде всего, необходимо отметить, что боевые отряды «Исламского государства» не представляют собой единую организованную армию, дислоцированную в казармах или военных лагерях, поэтому воевать с ней придется везде и повсюду. В прессе мелькают цифры, оценивающие численность боевых отрядов ИГИШ в 5-10 тысяч человек, но фактическое число иракцев и иностранцев, сражающихся на стороне его лидера Абу Бакра аль-Багдади, никто не может назвать, поскольку сюда стекаются и иракские сунниты, недовольные шиитским правлением в стране, и террористические отряды, воевавшие в Сирии против Башара Асада, а также множество не арабов, включая европейцев и американцев, которые приходят сюда как солдаты удачи, привлеченные богатыми «работодателями». Не случайно одним из главных пунктов борьбы с «Исламским государством» называют закрытие путей проникновения людских потоков на территории, оккупированные исламистами в Ираке и Сирии, а западные страны очень сильно опасаются, что террористы вследствие своего поражения в Ираке, перенесут центр своей борьбы в Европу и США. Одним из последствий победы коалиции станет еще и то, что террористические группировки, по мере усиления авиаударов и начала сухопутной операции, будут рассредоточиваться по соседним регионам и другим «горячим» точкам в ожидании создания нового «халифата». Так произошло после завершения российской антитеррористической операции на Северном Кавказе, так произошло после американской операции против «Аль-Каиды в Афганистане и Пакистане, так произойдет, вероятнее всего, и после военной кампании против «Исламского государства».

Во-вторых, в результате этой победоносной войны пострадают в наибольшей степени мирные жители северо-западных провинций Ирака и восточной части Сирии, где сейчас господствуют боевики ИГИШ. Утверждения американцев о том, что удары будут наноситься точечно по позициям руководителей «Исламского государства» вряд ли соответствуют реальности, поскольку у этих руководителей нет стационарных центров военного командования или штаб-квартир. В этой кампании малоприменим опыт Израиля, которые в секторе Газа наносили точечные ракетные удары по зданиям, где постоянно жили вместе со своими семьями и работали лидеры и духовные наставники «Хамаса».

В-третьих, вызывает огромное сомнение, что отряды «победителей» - американцев, европейцев и даже арабов - будут восторженно встречены местным населением. Иракцы имеют печальный опыт победы антииракской коалиции 2003 года, которая привела страну к бесконечной гражданской войне и хаосу, в результате чего погибло более полумиллиона иракцев, а почти 2 миллиона остались без жилья и нормальных условий жизни. Для жителей северного Ирака ни шиитская, ни курдская власть не станут родной, а это значит, что и эти районы станут ареной дальнейшей гражданской войны, сопровождающейся взрывами, межконфессиональными и межнациональными столкновениями.

Ирак – родина самой древней мировой цивилизации, страна богатой и самобытной культуры -, в конечном итоге, стал заложником своих природных богатств, а именно нефти, за которую сейчас воюют исламистские экстремисты и силы международной коалиции. Пострадавшей стороной был и остается иракский народ, который долгие годы, несмотря на свои внутренние противоречия, жил когда-то мирной нормальной жизнью, строил свою экономику и культуру, создавал основу своего благосостояния. Ирак уже 10 лет находится в состоянии гражданской войны, разрухи, национального и религиозного раскола, подвергаясь вооруженным атакам как изнутри, так и из-за рубежа. Эта страна сегодня предстает вопиющим укором цивилизованному «свободному» миру и наглядным уроком того, как легко из процветающей и развивающейся страны можно превратиться в полуразрушенную и страдающую от розни и междоусобиц землю.

Полная версия