Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

07:19
Москва
18 декабря ‘24, Среда

Сектоведам не стоит ожидать поддержки Русской Православной Церкви

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Новая волна новостей о главном в России борце с сектами Александре Дворкине накрыла российские СМИ. Эксперты Государственного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского после изучения медицинских документов, полученных из психоневрологического диспансера, пришли к выводу, что данный пациент нуждается в постоянном наблюдении у психиатра и приеме психотропных препаратов, пишет издание «Труд».

Издание цитирует заключение экспертов: «Непригоден (к общественной, исследовательской работе и госслужбе — прим. ред.) в силу невозможности проявления должной степени ответственности, подчиняемости и исполнительности. Исследуемый наверняка не затруднится принять решение высокой важности, однако основано оно будет на его личных, крайне субъективных взглядах, отвлечься от которых и действовать согласно имеющемуся регламенту и общепринятым представлениям он не может».

Пожалуй, выводы психиатров способны не только заставить вывести Дворкина за пределы Экспертного религиоведческого совета при Минюсте, в который он входит с 2009 года, но и стать дамокловым мечом для всего дворкинского сектоведения. Решив сперва убедиться в достоверности выложенной в интернет копии экспертизы, мы позвонили одному из экспертов, психиатру И.Н. Винниковой. Она отказалась отвечать на вопросы о ходе исследования, сославшись на то, что подобные комментарии сперва следует согласовывать с руководством центра им. Сербского. Однако пояснила, что экспертиза действительно проводилась — по запросу государственного органа, как и все подобные экспертизы, проводимые центром.

Русская Православная Церковь уже давно дистанцируется от сектоборческой деятельности Александра Дворкина, «поддерживая» идею борьбы с сектами лишь нейтральным молчанием. За комментарием по этому поводу мы обратились к протодиакону Андрею Кураеву, который бок о бок работал с Дворкиным еще с 90-ых.

Отец Андрей пояснил: «дело в том, что человек, который ведет полемику с миром сект, оказывается очень уязвим, потому что против него действуют организованные люди, организованные группы, с очень серьезными средствами поддержки. Понимаете, есть огромная, неповоротливая Русская Православная церковь, из которой Дворкин или Кураев – это какая-то мелочь! А в то же время, когда есть хоть и небольшая по численности, но хорошо контролируемая религиозная группа, для которой вопросы интеграции в общество, защиты своей репутации, расширения влияния важнейшие, то они очень скрупулезно отслеживают любую публикацию о них, особенно негативную, и пробуют общаться с журналистами. Но про таких людей вот, сектоведов, сами сектанты – они создают свои методы компрометации».

На вопрос о профессиональной пригодности Дворкина протодиакон Андрей Кураев заявил: за «двадцатилетний опыт общения с этим человеком … не было повода усомниться в его человеческой, профессиональной и психологической адекватности». Правда, после добавил, что документов, подтверждающих психическое нездоровье Дворкина, «даже не читал».

Общее мнение о позиции РПЦ в отношении сектоведов дополняет и короткий комментарий иерея Алексия Волчкова, руководителя пресс-службы Санкт-Петербургской митрополии: «Считаю себя сторонником идей и деятельности г-на Дворкина чуть менее, чем нисколько».

Вероятно, скандалы, которые постоянно сопровождают членов РАЦИРС — Российской ассоциации центров изучения религий и сект — играют не на руку Московскому Патриархату, у которого и без того хватает забот о собственной репутации. Да и конфронтационный подход дворкинской «плеяды» сектоведов по отношения к представителям других религий многие иерархи РПЦ считают несоответствующим миссионерской позиции Церкви. Некоторые даже считают такой подход скорее вредным — ведь мы почти не знаем случаев, когда работа сектоведов приводила к тому, что бывшие сектанты обращались в православие.

Потеряв поддержку РПЦ МП, опереться РАЦИРС уже не на что — вся антисектантская деятельность изначально выстраивалась на базе миссионерских отделов местных епархий, которые скорее последуют общей стратегии миссионерской работы, нежели подходу Дворкина, рассчитанному больше на внешний эффект, чем на методическую просветительскую работу.

Реклама