Москва
5 ноября ‘24
Вторник

Европа запретила россиянам летать по России Добролетом

Антироссийские санкции ударили по обычным гражданам. За войну Киева с Новороссией и спасение Крыма расплатятся россияне, которые собирались путешествовать… по России.

В июне в "черный список" Евросоюза была внесена недавно начавшая работать авиакомпания "Добролёт" – единственный бюджетный перевозчик-лоукостер России. Самолеты компании летали чуть меньше двух месяцев, за которые "Добролёт" успел наладить регулярные рейсы в Крым и Волгоград по минимальным ценам: билет в один конец обходился пассажирам всего в тысячу рублей. В ближайших планах "Добролёта" были рейсы в Пермь, Самару, Уфу, Екатеринбург и Казань, на которые уже продавались билеты. До конца года "Добролёт" собирался пополнить парк восемью самолетами, а еще восемь приобрести в 2015 году. Евросоюз нарушил эти планы: из-за полетов в Крым "Добролёт" попал под санкции. Парк "Добролёта" состоит в основном из "Боингов". Для бюджетного лоукостера необходимы непрерывные полеты, а "Боинги 737-800" позволяют осуществлять несколько рейсов подряд. Другие самолеты, в том числе отечественный "Суперджет", такими возможностями не обладают.

"Боинги" были взяты в лизинг за рубежом и застрахованы у западных страховщиков. После оглашения санкций страховщики аннулировали свои обязательства перед "Добролётом", а лизингодатели запретили полеты лайнеров. Кроме того, компания получила заявление, что ее "Боингам" отказано в техническом обслуживании. "Добролёт" фактически за день лишился своего парка. В его пресс-релизе говорится: "В условиях беспрецедентного давления, оказываемого на компанию со стороны европейских контрагентов, перевозчик вынужден приостановить полеты и продажу билетов".

“Чисто технически, “Добролет” может найти другого лизингодателя, не из Европы -- или перестать летать в Крым”, -- говорит Олег Пантелеев, главный редактор аналитического агентства “Авиапорт”. Он напоминает, что в комментарии о наложении санкции на “Добролет” прямо указывалось, что причиной стали полеты авиакомпании в Крым.

«Санкции против «Добролета» формально связаны с организованными авиакомпанией перевозками в Крым, который ЕС, следуя в фарватере США, продолжает считать украинским. Однако в отличие от других мер против нашей страны, эти санкции бьют не по крупному бизнесу или госсектору, а по широкой массе малообеспеченных россиян, которым «лоукостер» позволял совершать поездки по доступной для них цене. В условиях российских расстояний для многих семей это была едва ли не единственная возможность отправиться к родственникам или в места отдыха», – считает генеральный директор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов. Компания извинилась перед пассажирами и заявила, что стоимость билетов на аннулированные рейсы будет возвращена пассажирам в полном объеме, а часть запланированных рейсов выполнит другая компания – "Оренбургские авиалинии". Дата, время и терминал отправления рейсов не изменятся.

Стратегия развития "Добролёта" подразумевала, что компания будет перевозить пассажиров за суммы меньшие, чем стоимость железнодорожных билетов. Некоторые авиабилеты были дешевле, чем билеты в плацкарт, не говоря уже о купе вагона. Теперь про подобные расценки придется забыть. Получился абсурд: Европа взвалила на россиян ответственность за украинский кризис и лишила их возможности летать в собственной стране. Удар оказался чувствительным. Теперь не только чиновники, крупные политики, бизнесмены и корпорации, но и обычные граждане почувствуют на себе антироссийские санкции за спасение Крыма и за украинский хаос. В том числе - десятки тысяч пассажиров аннулированных рейсов "Добролёта". В чем их вина – Европа не уточняет.

Между тем эксперты обратили внимание, что "Добролёт" стал единственной авиакомпанией, пострадавшей из-за полетов в Крым. По данным Минтранса РФ, на полуостров выполняют рейсы 25 российских компаний. Евросоюз выбрал для санкций самую молодую и перспективную, которая заняла нишу бюджетного авиаперевозчика. По мнению участников рынка, "Добролет" выбран "очень продуманно". «Приостановка полетов первого национального бюджетного авиаперевозчика «Добролет» наглядно продемонстрировала, что западные санкции объявлены не против абстрактного «ближнего круга» президента или неопределенных олигархов, а против простых граждан России. «Добролет», начавший регулярные авиаперевозки лишь в июне этого года, мгновенно завоевал популярность, поскольку позволял путешествовать без особых затрат для личного бюджета даже самым небогатым людям, тем, для кого расходы на авиаперелет до появления «Добролета» были неподъемными, – соглашается доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института экономики РАН Никита Кричевский. – Поводом для объявления санкций против «Добролета» послужило то, что первым маршрутом, по которому отправились самолеты авиакомпании, стала столица Крыма Симферополь».

Полная версия