ОАО «РусГидро» совместно с китайской компанией PowerChina планирует построить на территории России до 2020 года 35 малых ГЭС мощностью до двадцати пяти мегаватт. Инвестиции в проект составят от трех с половиной до пяти миллиардов долларов США, 80% средств вложит в строительство китайская сторона. В соглашении также предусмотрено налаживание в России выпуска турбин для малых ГЭС, которые сейчас российские предприятия не производят.
Курс «РусГидро» под руководством председателя правления Евгения Дода на малую гидроэнергетику, хотя и является отчасти вынужденным, выглядит очень перспективно.
ГЭС дают самую дешевую энергию, которая к тому же с каждым годом становится относительно дешевле на фоне станций, сжигающих непрерывно дорожающее ископаемое топливо. Поэтому во всем мире гидроэнергию используют максимально, кроме, как ни печально, России. В нашей стране гидропотенциал задействован всего на 23,4%, тогда как в США − на 82%, Японии − на 84%, Франции, Германии, Италии − на 95%. Абсурдно сжигать газ, нефть и уголь, когда рядом протекают бесплатные мегаватты жидкой энергии.
Государство, не вкладываясь в гидроэнергетику, охотно пользуется ее услугами. По словам Евгения Дода, «являясь самой дешевой генерацией, мы несем на себе большую долю социальной ответственности в сдерживании тарифов для наших потребителей». Несмотря на «сдерживание тарифов» по итогам прошлого года «РусГидро» выплатит на 43% больше дивидендов, чем в прошлом году − ранее построенные на государственные средства ГЭС дают колоссальные прибыли.
Барьером для строительства крупных ГЭС стали огромные начальные капитальные затраты на сооружение плотин, даже бесплатная энергия воды не позволяет окупить плотины, построенные на банковские кредиты. Поэтому специалисты утверждают: освоение гидропотенциала страны должно происходить с привлечением сложных многоуровневых механизмов, включающих в себя, помимо рыночных рычагов, государственное и отраслевое директивное управление.
Но правительство пока не готово вкладываться в крупные ГЭС. Для гидроэнергетиков осталась рыночная ниша малых и микроГЭС, сооружение которых не требует чрезмерных капитальных затрат. МикроГЭС на ручье можно построить силами буквально фермерского хозяйства (чему, однако, власти всячески препятствуют).
К заслуге Евгения Дода, кроме программы малой гидроэнергетики, можно отнести программу модернизации оборудования существующих ГЭС. Совет директоров компании одобрил в начале года инвестиционную программу объемом 361 млрд рублей. «Мы обновим более 60% оборудования наших станций и к 2025 году получим фактически абсолютно новую компанию», − заявил Евгений Дод. Заметим, что «РусГидро» − госкомпания (у государства 66,8% акций), и она начала менять старые турбины, в частной тепловой генерации продолжается старение оборудования.
Успешная работа и реалистические планы «РусГидро» кому-то пришлись не по вкусу, но снять Евгения Дода не удалось. Его пятилетний контракт заканчивался в ноябре текущего года, но правительство прекратило все слухи, продлив в июне полномочия Дода еще на пять лет. Отрасль вновь доверили менеджеру, которому удалось в срок и с существенной экономией средств восстановить Саяно-Шушенскую ГЭС после страшной аварии в августе 2009 год, завершить строительство Богучанской ГЭС на Ангаре и Усть-Среднеканской ГЭС на Колыме.
Возможно, решающим аргументом в пользу кандидатуры Дода стало согласное мнение специалистов о правильном управлении стоками воды на Бурейской и Зейской ГЭС в период паводка на Амуре осенью 2013 года, подтвержденное заключениями правительственной комиссии и Следственным комитетом. Директор межрегионального центра экологического мониторинга гидроузлов ИВЭП ДВО РАН Сергей Сиротский заявил тогда, что «именно Зейская и Бурейская ГЭС предотвратили катастрофу в регионе». По подсчётам специалистов, гидросооружения Зейской и Бурейской ГЭС удержали в своих водохранилищах около двух третей притока Зеи и Буреи, вызванного аномальным паводком.
Развитие энергетики и строительство новых ГЭС на реках Дальнего Востока находится в приоритете российского правительства, заявил на пресс-конференции в Москве в декабре президент России Владимир Путин. В настоящее время гидропотенциал региона используется только на 4%.