Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Что нас ждет на выборах в Башкирии

Владимир Путин долгое время держал нынешнего руководителя Башкирии Рустэма Хамитова в напряженном ожидании. Он разрешил досрочное переназначение губернаторов нескольких областях страны в целях «разгрузки» федеральных выборов 2017 и 2018 года. А в отношении Хамитова молчал. Политологи в один голос твердили – выборам в Башкирии в 2014 году быть, ведь Москве до упомянутых выше федеральных выборов необходимо сформировать сильные региональные команды, способные выдать нужный результат, когда наступит тот самый час «Х». Но политологи Хамитова не успокоили. Успокоил его только сам Путин, дав долгожданное добро.

Теперь у Хамитова другая головная боль. Кандидатом на должность главы Башкирии от партии «Гражданская сила» выдвинут Раиль Сарбаев, работавший премьер-министром правительства Башкирии при прежнем президенте Муртазе Рахимове. Надежда окружения действующего главы региона на light-выборы, похоже, не оправдалась. Одни эксперты утверждают, что Раиль Сарбаев – это альтернатива Хамитову из Москвы, чтобы тот не расслаблялся и понимал – незаменимых людей у нас нет. Другие с этим мнением не согласны и считают, что Сарбаев чисто Рахимовский кандидат, никак не связанный с Москвой. Как бы то ни было, у Хамитова появился реальный оппонент, способный объединить вокруг себя всех противников действующего руководителя региона и пользующийся поддержкой Муртазы Рахимова, а значит, и половины глав районов республики.

К тому же, Хамитову надо учесть тот факт, что для Башкирии в последние годы скандалы перестали быть редкостью. Народ к ним уже привык и реагирует вяло. Оппоненты Рустэма Хамитова в этом плане сильно перестарались, не взяв в нужный момент тайм-аут. Так что перед выборами им необходимо запастись сильными козырями, способными встряхнуть даже видавший виды и слыхавший слухи электорат Башкирии. С учетом вышесказанного, Хамитову надо готовиться к ожесточенной политической схватке. Без опытных соратников тут точно не обойтись.

Но вот в чем подвох, среди оппозиционно настроенных экспертов бытует мнение, что Рустэм Хамитов «своих-чужих» не разделяет, бьет всех подряд наотмашь, а иногда просто сливает своих же назначенцев. Интересный факт – в период президентства Хамитова сменилось порядка 20 министров, назначенных ранее им же самим. А выпавшие из игры недоумевают, за что с ними так жестко обошлись.

В таких неопределенных условиях работы, подчиненным Хамитова нужны очень весомые мотивы, чтобы продолжить поддержку шефа на предстоящих выборах. На основе мнения региональных экспертов, политологов, источников в башкирском правительстве, публикаций в местных и федеральных СМИ, мы провели свой собственный анализ и попытались выяснить, кто действительно мотивирован поддержать Хамитова. Есть ли вообще в высших органах власти Башкирии люди, готовые слепо хранить лояльность к действующему президенту? Не придется ли Хамитову вести одиночный бой при создаваемой видимости поддержки со стороны своего окружения?

Наиболее мотивированным сохранить статус-кво в республике представляется Сергей Молчанов, которому в конце 2013 года Рустэм Хамитов доверил руководить своей Администрацией. До этого целых десять лет Молчанов возглавлял один из крупнейших городов региона – Октябрьский. Он, вероятно, давно понимал, что кресло главы городской администрации для него уже маловато. Но прежний президент Башкирии Муртаза Рахимов подтягивать его поближе к себе не спешил. А Хамитов произвел столь неожиданное для политической элиты республики назначение.

Молчанов, как утверждают его коллеги, в подлых поступках замечен не был. А значит, он возглавит список соратников Хамитова на выборах не только по долгу службы, но и по долгу чести.

То же самое можно сказать и о заместителях Молчанова Рамиле Дильмухаметове и Альберте Мифтахове. Этих людей Хамитов подбирал очень долго и, пожалуй, может на них полностью положиться. Двух опытных и уравновешенных чиновников-управленцев связывает одно общее качество – они за стабильность, и для них эта стабильность, прежде всего, связана с дальнейшим президентством Хамитова.

По данным СМИ, Альберт Мифтахов был одним из наиболее ярых оппонентов прежнего главы башкирского региона Муртазы Рахимова. Соответственно, приход к руководству республикой прорахимовского кандидата поставит точку на его успешной политической карьере. Такого Мифтахов допустить не может.

У Альберта Мифтахова мотивация даже двойная. Ведь он был замешан в скандале во время выборов местного парламента в 2013 году. Тогда он возглавлял башкирское отделение партии «Единая Россия», а злые языки поговаривали о крупных взятках, необходимых для попадания в партийные списки, формируемые к выборам. Эту историю растиражировали оппозиционные журналисты. Но Рустэм Хамитов Мифтахова не сдал. Он его, как не парадоксально, повысил, пригласив в свою администрацию. Подобный шаг заставляет усомниться в бытующем среди экспертов мнении о склонности Хамитова «сливать» своих. Видимо, для увольнения 20 министров все-таки были объективные причины, и это не прихоть президента-самоуправца, как это пытаются представить некоторые башкирские СМИ.

Подтверждает эту мысль и еще одна креатура Рустэма Хамитова – заместитель премьер-министра правительства Башкирии Евгений Маврин, которого президент поэтапно поднял на эту должность с поста замминистра экономического развития. В начале 2014 года в его кабинете прошли обыски в рамках уголовного дела по нанесению ущерба государству в размере около 10 миллионов рублей. Но Маврина отстояли. Президент, который озабочен только своей политической карьерой, делать этого не стал бы.

Еще один из чиновников, пользующихся доверием президента Башкирии – Марат Магадеев, занимающий должность заместителя премьер-министра башкирского правительства. Его мотив – это личная дружба с нынешним президентом. Хамитов знает Магадеева еще с начала девяностых, со времен совместной работы в министерстве по чрезвычайным ситуациям. Тот факт, что в 2012 году Марат Магадеев занял высокий пост в органе исполнительной власти региона, свидетельствует о том, что доверия Хамитова он не утратил. В стан оппонентов такой человек вряд ли переметнется.

Впрочем, Рустэм Хамитов вряд ли взял Магадеева в свою команду только под влиянием побуждений личного характера. Есть факты, позволяющие сделать вывод, что в вопросах кумовства Хамитов весьма щепетилен. Будь ты хоть дважды друг, но если не соответствуешь требованиям профессионального плана – придется покинуть свой пост. Это показал пример предшественника Сергея Молчанова на посту руководителя администрации президента. Ранее эту должность занимал Владимир Балабанов, который, по утверждению лиц, приближенных к президентской особе, является другом семьи Хамитовых. Говорят, глава региона знает его чуть ли не с пеленок. Но пресловутые скандальные выборы в башкирский парламент 2013 года поставили точку в политической карьере Балабанова.

Впрочем, вернемся к ныне работающим башкирским чиновникам. Еще одним заместителем премьера в башкирском правительстве, имеющим весомый мотив сохранить статус-кво в республике, является Илшат Тажитдинов. Он был в приближенным у прежнего президента, но нынешний поднял его до заоблачных чиновничьих высот, разрешив совершить прыжок через несколько ступеней карьерного роста. Похоже, о чем-то договорились. Как утверждает источник в башкирском правительстве, при Хамитове Тажитдинов набрал столько выгодных подрядов, что еле успевает по ним отработать. Такой «мотивированный» человек будет держаться за нынешнего президента до последнего. Правда, по информации из того же источника, Тажитдинова уже пытались слить, свалив на него всю ответственность за выбор места под Уфой для строительства скандально известного завода Кроношпан. Но ведь не слили. Видимо, снова договорились...

В последнее время под волну критики президента Хамитова часто попадает мэр башкирской столицы Ирек Ялалов. Эти жесткие наезды, казалось бы, должны послужить для сити-менеджера демотивирующим фактором. Но не стоит забывать, что Ялалов – «дважды назначенец» нынешнего президента. В своих публичных выступлениях он через слово благодарит Хамитова за счастливую звезду, взошедшую над Уфой. Так что критика президента, вероятно, не более чем политическая игра с заранее оговоренным сценарием, попытка отвлечь внимание электората, журналистов и оппонентов от более актуальных проблем. А способность Ялалова, при любой удобной возможности демонстрирующего свою лояльность к Хамитову, вести двойную игру, вызывает большие сомнения.

Заинтересован в сохранении стабильности в регионе и очередной зам. премьера башкирского правительства Эрнст Исаев. При Рахимове он укрепился как бизнесмен, при Хамитове – как политик. Но и предпринимательскую жилу не потерял. Ему удалось подмять под себя всю молочную промышленность Башкортостана. Хамитова, при таком раскладе, он должен считать не иначе, как кормильцем, и делать все возможное для его долгой политической карьеры.

Вспомним про молодежь. Ее в ближайшем окружении Хамитова, кстати, не так много осталось. Видимо, президент потерял доверие к молодым чиновникам после скандалов с Аббасом Галлямовым и Ростиславом Мурзагуловым. Поэтому он теперь отдает предпочтение более опытным управленцам.

Один из молодых и перспективных соратников Хамитова – заместитель премьер-министра правительства Салават Сагитов. Он очень хорошо стартанул именно при нынешнем президенте, хотя и при прежнем, справедливости ради надо сказать, высокими должностями обделен не был. Камня за пазухой на предстоящих выборах Салават Сагитов, скорее всего, прятать не будет. По крайней мере, пока ШОС и БРИКС не прошли (подготовку к которым он осуществляет), Сагитову некогда думать о своей дальнейшей политической карьере и двойной игре.

Дмитрий Шаронов – еще один зам. премьера. Дальновидный Хамитов сделал на него ставку в 2012 году. И, похоже, не прогадал. Он, как и его брат-москвич, небезызвестный Андрей Шаронов, все больше по науке и инновациям работает, в политических скандалах замечен не был. Для Хамитова, конечно же, свой доверенный человек. Но тут есть и фактор риска. Поговаривают, что для Андрея Шаронова стало тесноватым кресло ректора Московской школы управления «СКОЛКОВО» и он был бы не прочь вернуться в республику на первую позицию.

Один из новых назначенцев Хамитова – Рустэм Марданов, сменивший кресло председателя Нацбанка на не менее уютное кресло первого зама премьер-министра башкирского правительства – усилил перед выборами финансово-экономический блок. Он теперь курирует, в том числе, сложные вопросы в сфере земельных отношений, приватизации государственного имущества. В этих сферах, при желании, можно накопать много компромата и нарушений, не все здесь так прозрачно и открыто, как это пытаются представить сами чиновники. Но назначив куратором проблемных сфер опытного экономиста и финансиста Марданова, Хамитов оказался на шаг впереди оппонентов.

При Марданове, по мнению экспертов, сильно усложнилась жизнь глав муниципальных образований и региональных министров. Организованный первым вице-премьером жесткий контроль не позволяет им проталкивать чисто коммерческие проекты, за которыми кроются интересы определенных лиц. Многолетний опыт работы в банковской сфере научил Рустэма Марданова замечать даже самые изощренные схемы и пресекать их на корню.

Политологам Башкортостана любопытна позиция, которую в ожидаемых баталиях займет один из самых неоднозначных, опытных и маститых политических фигур региона – первый заместитель премьер-министра правительства Рауф Нугуманов. И этот интерес не случаен. Дело в том, что большим авторитетом он пользовался еще при Рахимове, который назначил его в 2000 году мэром Уфы. А в 2003 году сам же и снял его с этой должности.

Вновь подняться на политический олимп Нугуманову удалось только при Хамитове, который сначала назначил его директором ГУП «Фонд жилищного строительства», а затем привел в правительство Башкортостана. Мотив ответить добром на добро у Рауфа Нугуманова, безусловно, есть. Но эксперты полагают, что он предпочтет продвигать личные интересы. Как это уже было в 2003 году.

Как утверждает один из башкирских чиновников, работавших в начале двухтысячных в команде Рахимова, Муртаза Губайдуллович, ожидавший в тот период подвоха со стороны Москвы, опасался и внутренних врагов. Быстрый карьерный рост амбициозного Нугуманова, его жесткая манера подминать все и всех под себя, ломая карьеры неугодным, заставила Рахимова пересмотреть отношение к своему назначенцу. Он почувствовал тогда, что Нугуманов, за доступ к телу, готов переступать через других ближайших соратников. Но более всего Рахимова встревожили слухи о том, что Нугуманов начал вести прямые переговоры с администрацией Путина и договариваться о рокировке расклада сил в регионе. В свою пользу, разумеется. Рахимов предпочел избавиться от этой угрозы, отправив Нугуманова руководить уфимскими тепловыми сетями.

Один из башкирских экспертов привел интересное сравнение, проведя параллели между Рауфом Нугумановым и Раилем Сарбаевым, занимавшим пост премьер-министра правительства Башкирии в период правления Рахимова. И Сарбаев, и Нугуманов в свое время втерлись в доверие к горячо любимому сыну Муртазы Рахимова, миллиардеру Уралу Рахимову. Это был наиболее эффективный способ для чиновников получить доступ к Муртазе Рахимову в регионе.

Удовлетворило ли амбиции Нугуманова назначение на должность первого вице-премьера правительства? Однозначный ответ дать трудно. Эксперты активно обсуждают публикации в прессе, согласно которым Нугуманов продвигает в Уфе интересы бизнесменов Ротенбергов и пытается подмять под себя наиболее дорогостоящие инфраструктурные проекты в Башкортостане. Также муссируется возможная связь Рауфа Нугуманова с башкирским оппозиционером Альбертом Мухамедьяровым. Якобы, будучи мэром, тот помог бизнесмену приобрести некоторые активы. По странному совпадению, вновь на политической арене Мухамедьяров возник примерно в тот же момент, когда власть себе вернул Рауф Нугуманов – в 2012 году.

Кроется ли за всем этим только финансовый интерес, или же ставки более высоки – в этом мнения экспертов расходятся. Но в одном они единогласны: навыкам работы, приобретенным при Рахимове, Рауф Нугуманов не изменяет и сегодня. Он, как и 10-12 лет назад, выпячивает перед первым лицом недостатки и проколы других чиновников, чтобы скрыть свои, убирает со своего пути тех, кто претендует получить доступ к телу первого лица, считая это лишь своей прерогативой. Эксперты полагают, что снятие с должностей Владимира Балабанова и Азамата Илимбетова произошло с непосредственной подачи Рауфа Нугуманова. Экс-чиновники имели неосторожность вступить в конфликт с политическим тяжеловесом.

Есть и более свежие примеры. Недавно Рустэм Хамитов снял с должности министра лесного хозяйства Ражапа Набиуллина за незаконное строительство, начатое в одном из лесопарков Уфы. Надо отметить, что Набиуллин позволял себе и другие очень смелые и весьма выгодные поступки. К примеру, проверенные источники утверждают, что он отжал леса под нужды строящегося завода Кроношпан у сенатора от Башкирии в Совете Федерации Анатолия Бондарука и распределил гектары среди своих доверенных лиц. Почему же Набиуллина сняли с должности только сейчас?

Возможно, причина кроется в том, что проверка, начатая по факту строительства в лесопарке, могла выявить истинного выгодоприобретателя, который сидит гораздо выше Набиуллина. Трест №21, который был назван уфимским чиновником Александром Филипповым, курирующим строительный блок башкирской столицы, возможным генеральным подрядчиком строительства в лесопарке, аффилирован с все тем же Рауфом Нугумановым… Паззл сложился.

В башкирском правительстве ходят слухи, что Нугуманов слил министра лесного хозяйства, чтобы самому выйти сухим из воды.

Возникает резонный вопрос – почему опытный Нугуманов, действовавший всегда очень продуманно, сегодня начал играть на грани фола? Возможно, его заставляет совершать ошибки появление на политическом олимпе равнозначного по должности игрока, уже упомянутого в этой статье Рустэма Марданова. Башкирские эксперты, не вдаваясь в подробности, сообщают, что раньше у Нугуманова было всего два оппонента – мэр Уфы Ирек Ялалов и непокорный строительный блок столицы в лице Александра Филиппова. Теперь появился третий угрожающий фактор – жесткое администрирование со стороны Рустэма Марданова, при котором вести свою игру в республике становится все сложнее.

Политологи уверены, что именно поэтому Рауф Нугуманов так активно взялся курировать Белогорский район Крыма. Крым сегодня для России – тема актуальная. Проявляя активность в этом направлении, можно попасть в поле зрения руководства страны. А там и до более высоких должностей недалеко. Аналогичным образом, к примеру, делает карьеру другой выходец из Башкирии, амбициозный Хамит Мавлияров, «засветившийся» на строительстве олимпийских объектов в Сочи.

Какой вывод можно сделать из проведенного анализа? Необходимо отдать должное Рустэму Хамитову, который, несмотря на неоднократно звучавшие обвинения в кадровой чехарде, смог сформировать к предстоящим выборам сильную, мотивированную команду. Но и оппоненты Хамитова могут пойти на беспрецедентный шаг – объединится ради достижения общей цели.

Хамитову следует готовиться к борьбе с сильными и опытными оппонентами. Ведь Раиля Сарбаева могут поддержать не только московские башкиры Радий Хабиров и Хамит Мавлияров, но и специальный представитель Президента Республики Башкортостан по инвестиционному сотрудничеству Андрей Назаров. До недавнего времени он с Хамитовым хорошо ладил, но потом между ними начались разногласия. Говорят, Назарова заподозрили в президентских амбициях.

Русский президент в национальном регионе – это конечно смешно. Тем более сейчас, когда в Башкирии очень сильны националистические настроения. А вот выступить за Сарбаева – это для Андрея Назарова вполне логичный шаг. Не стоит забывать, что в биографиях этих двух фигур есть одна общая веха – маленький башкирский городок Сибай, где оба начинали свои карьеры. А Назаров сделал хорошую карьеру именно в тот период, когда Сибаем руководил Раиль Сарбаев.

Кроме того, снять свою кандидатуру в пользу Сарбаева может кандидат от Российской партии народного управления Павел Ксенофонтов, уже долгое время делающий себе имя на борьбе против строительства завода Кроношпан. Если, конечно, пройдет муниципальный фильтр.

Как бы то ни было, предвыборная гонка в Башкирии обещает стать интересным и захватывающим зрелищем. Прежде всего, для политологов, всегда с интересом отслеживающих региональные выборы.

Полная версия