Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Новые лидеры «Аль-Каиды»

После ликвидации в Пакистане 2 мая 2011 лидера организации «Аль-Каида» Усамы бен Ладена, который считался террористом «номер один», и сама организация, и оставшийся в живых ее лидер «номер два» Айман аз-Завахири, оказался на втором плане в упоминании на страницах средств массовой информации.

На этом фоне некоторые официальные американские представители несколько лет назад заявляли, что «Аль-Каида» ослаблена, и Белому дому придется вскоре отказаться от аргумента «война с терроризмом», который используется для оправдания необходимости большинства военных кампаний страны с 2001 года.

В настоящее время различные новоявленные исламистские группировки, аффилированные с «Аль-Каидой», например, «Джабхат ан-Нусра» - «Фронт помощи народу Сирии», «Исламское государство Ирака и Шама» - ИГИШ стали выступать на первое место в активной вооруженной террористической борьбе против властей Сирии и Ирака.

Более того, лидер организации «Исламское государство Ирака и Шама» Абу Бакр аль-Багдади стал восходящей звездой джихадистов, выступающих за активную вооруженную борьбу со всеми врагами ислама. Сейчас ИГИШ контролирует значительные территории на востоке Сирии и на западе Ираке и стала прибежищем для боевиков различных направлений, которые кочуют по странам Ближнего Востока. Одновременно ИГИШ представляет реальную угрозу шиитскому правительству Ирака, поскольку его отряды приблизились на расстояние 55 км к Багдаду – столице Ирака. Заявление США о направлении более чем 300 военных советников и выделении Ираку 1 миллиона долларов на закупку вооружений и укрепление вооруженных сил вряд ли радикально изменит картину театра военных действий в Ираке.

Что касается самого Абу Бакра аль-Багдади, то информация о нем очень скудная, хотя американцы объявили, что заплатят 10 миллионов долларов за информацию о его местонахождении и окажет помощь в его задержании. В 2012 г. в Ираке правоохранительные органы распространили информацию о задержании Абу Бакра, но она оказалась ложной.

По сведениям джихадистов, которые сотрудничали аль-Багдади ранее, и даже по мнению его противников, этот человек является умелым военным стратегом, который спланировал операции по разжиганию массового недовольства мусульманской молодежи Сирии режимом Башара Асада, а затем реализовал целенаправленный план ослабления центральных властей Ирака после вывода американских войск в 2010 г., чтобы взять под свой контроль часть его западных провинций и организовать там свои военизированные базы и лагеря.

События последних лет показывают, что аль-Багдади не останавливается ни перед чем в своем твердом желании создать исламистское государство. Он легко отступается от былых союзников, решительно уничтожает своих противников, ведет боевые действиями со всеми, кто встает на его пути не зависимо от того, кем они являются: исламистами, джихадистами, суннитами, шиитами. Известно, что он безоговорочно расстреливает пленных или отрубает им головы. Один из участников боевых отрядов аль-Багдади так изложил позицию своего руководителя: «У каждой религии есть свое государство, которое воплощает его идеалы. Только у ислама нет своего государства. У ислама тоже должно быть свое государство, оно будет создано, и сделать это сейчас достаточно просто».

В американском объявлении о вознаграждении за помощь в поимке Абу Бакра Ибрахима аль-Багдади дается описание его внешности: темные волосы, карие глаза, оливковый цвет кожи, а также сообщается, что он родился в 1971 г. в иракском городе Самарре. На исламистских сайтах имеется информация, что он получил степень доктора богословия на шариатском факультете Багдадского университета, а затем принимал участие в боевых операциях подразделений «Аль-Каиды», пока не стал лидером «Исламского государства Ирака» в 2010 г. после гибели его прежнего лидера Абу Омара аль-Багдади. Через год, воспользовавшись беспорядками в Сирии, он создал в этой стране свой «второй» фронт, который возглавил один из его помощников – Абу Мухаммад аль-Джулани. В результате этого сформировался «Джабхат ан-Нусра» - «Фронт помощи народу Сирии», в скором времени ставший самым воинственным подразделением коалиции сил, противостоящих Башару Асаду. С усилением позиций «Джабхат ан-Нусра» произошел разрыв между Абу Бакром аль-Багдади и Абу Мухаммадом аль-Джулани, который перешел под крыло лидера «Аль-Каиды» Аймана аз-Завахири. Попытки примирить обоих лидеров оказались безуспешными, именно поэтому Аль-Багдади добавил в название своей организации слово «Шам», которое обозначает Сирию, Ливан, Иорданию, Палестину вместе взятые. Часто арабское слово Шам не совсем адекватно переводят как Левант.

Итак, Абу Бакр аль-Багдади стал исламистским лидером целого ближневосточного региона, который простирается, судя по названию от границ Египта до Турции и Ирана. Абу Бакр активно действует на территории Сирии несмотря на призывы аз-Завахири оставить сирийский фронт Абу Мухаммаду аль-Джулани. Аль-Багдади добился значительных успехов не только в боях с войсками Дамаска, но и в столкновениях с другими антиасадовскими группировками, но позднее «Джабхат ан-Нусра» в союзе с другими отрядами вытеснила ИГИШ за берега Евфрата, в нефтедобывающие районы Сирии, что только прибавило силы аль-Багдади. Он укрепился в областном центре Ракка, который остался единственным, где сирийские правительственные войска не имеют никакого присутствия. Более того, ИГИШ захватило соседнюю сирийскую провинцию Дейр аз-Зор, богатую нефтяными запасами, а также продвинулось на 100 км в глубь Ирака, что позволило ему осуществлять подпольные продажи на черном нефтяном рынке на миллионы долларов. Все это сделало Абу Бакра аль-Багдади полностью самостоятельным в своей повстанческой и террористической деятельности.

Эти успехи позволили аль-Багдади стать реальным соперником Аймана аз-Завахири в претензиях на лидерство в «Аль-Каиде», особенно в тех условиях, когда террорист «номер два» не показывается публично уже более 10 лет. Даже по мнению противников, ИГИШ находится на подъеме и его влияние простирается намного шире, чем Ирак и Сирия, а сам аль-Багдади пользуется широкой популярностью среди джихадистов. По некоторым сведениям, он получает письма с присягой ему от имени отрядов исламистов в Афганистане и Пакистане.

Абу Бакр аль-Багдади представляет новое поколение джихадистов, которые мечтают реализовать второй этап мечты Усамы Бен Ладена: переход от существования «Аль-Каиды» к созданию собственного исламистского государства. По словам одного из сирийских боевиков ИГИШ, Бен Ладен и Аль-Багдади очень похожи друг на друга, потому что мечтают о создании исламистского государства. Именно этим аль-Багдади отличается от нерешительного Аз-Завахири.

Новым стратегическим планом аль-Багдади является привлечение в свои отряды многочисленных боевиков из стран Европа и Америки, которые реально воюют сейчас в Сирии. В дальнейшем именно эти европейцы и американцы, как полагает аль-Багдади, станут проводниками планов «Аль-Каиды» в своих странах, поскольку они не ограничены каким-либо национальными и даже религиозными узами в силу своей полной оторванности от идеологий Запада. Они безжалостны не только по отношению к европейцам, но и к самим мусульманам, поскольку в силу своей религиозной неграмотности, не имеют никаких ограничений. На распространяемых в интернете видеосюжетах показаны кадры, как боевики ИГИШ, не говорящие по-арабски, жестоко и безжалостно в нарушение положений шариата казнят пленных, которые в этот момент произносят слова шахады – символа ислама.

Один из соратников аль-Багдади так охарактеризовал его планы и перспективы: «Весь мир должен бояться этого человека, который имеет такую армию, такую решимость, такую веру. Если мир не будет бояться его, то он окажется в положении глупца, который не задумывается о том, что ждет его в ближайшее время».

Конечно, слова боевика-джихадиста не могут считаться реальным предсказанием будущего, но то, что «Аль-Каида» обрела нового сильного лидера, обладающего армией и финансами, господствующего на значительной части Сирии и Ирака, является неоспоримым фактом, с которым нельзя сегодня не считаться. Реальные события ближайшего будущего покажут, насколько опасны его планы в отношении Ирака, Сирии, Арабского Востока, мусульманского мира, а, возможно, и для Европы и Америки.

Полная версия