Месяц Одесской трагедии
Эксклюзивный материал о гибели православного поэта Вадима Негатурова в «Комсомольской правде»
Сегодня "Комсомольская правда" посвятила свои страницы памяти народного поэта Вадима Негатурова, автора "Марша Куликова поля". Куликовым полем в Одессе (о нем писал еще Валентин Катаев) называется площадь, где располагался палаточный лагерь сторонников федерализации. Журналисту издания удалось встретиться не только с родными поэта, но и с его духовником, а также с некоторыми из тех, кто окружал Негатурова в последние дни его жизни. В память о поэте уже появился сайт: Авторы призывают всех, кто знал Вадима, присоединиться к ним: «… если у вас есть его неизвестные стихи; если вы можете поделиться своими воспоминаниями о встречах с ним, - обязательно напишите нам. Память о поэте не должна исчезнуть. Со своей стороны мы приложим все силы, чтобы этот сайт стал своеобразным памятником для него и местом единения для нас».
Так бывает: жизнь течет, и довольно обыденно, но потом веление души приводит обычного вроде бы человека в место, где ему предстоит совершить подвиг, шагнуть с асфальта в легенду, из палаточного городка - на небо. Одесситка Зоя, которая жила в палаточном городке у Дома профсоюзов с самого первого дня, рассказала "КП", что Вадим сначала просто приходил на Куликово поле, разговаривать с людьми по душам. "Потом он стал читать нам свои стихи - вспоминает она. - Они были как раз о том, чем мы жили тогда и живем сейчас. Они были о том, что нельзя так беспечно предавать собственные Победы. Мы слушали его и лучше понимали, зачем мы здесь, и что борьба наша - это отчаянная драка за свою страну, за свой город, за любимую Одессу".
Как вспоминают участники трагического противостояния, именно тогда, в палаточном городке, во время долгих бесед и появился «Марш Куликова поля».
"Он возник словно из сердца каждого, кто там был в эти дни, - так рассказывает депутат Одесского Совета Василий Полищук, который все время находился с митингующими. - Вадим был как бы нашей церковью, нашей духовной составляющей. Он говорил то, о чем мы все думали, точно и емко. А потом, когда он написал этот марш... мы просто плакали. Мы поняли - да, мы ведь русичи! Вот наше начало, вот за что мы боремся. И Вадим говорил все время: да, мы русичи! И не позволим себя победить!" Депутат цитирует по памяти строки "Марша", ставшие популярными в дни противостояния и трагедии в Одессе. Строки, написанные Вадимом Негатуровым.
"Марш" стал любимой песней для многих в Одессе и России. "Здесь как будто переплелись все победы русского, в широком смысле слова, народа. -- говорит Василий Полищук. - Все наши герои - от любимых Вадимом трех богатырей до героев Великой Отечественной. Мы чувствовали себя их прямыми потомками, наследниками, которые просто не имеют права сдать ни пяди родной земли".
Как отмечают соратники Вадима, даже когда "Марш" стал известным, слава как бы обходила его стороной. Он не настаивал на авторстве, не требовал отчислений или прославлений, как это делают авторы популярных текстов. Возможно, Рабу Божьему Вадиму эта шумиха была попросту лишней.
Духовник погибшего поэта отец Киприан рассказал, что путь к Храму (и к главному делу жизни) для Негатурова был долог и тернист. В 2008 он решил построить гостиницу для паломников, которые едут поклониться мощам святых в Почаевский монастырь. Нашел кредиторов и партнеров, однако, в кризисный восьмой год все инвестиции сгорели. Когда не осталось надежды, Вадим пришел к Богу. Он вдруг по-настоящему услышал Бога, не как раньше - время от времени. Его первая исповедь длилась шесть часов. После нее экономист Вадим Негатуров понял, что его истинное предназначение быть поэтом.
Вадим побеждал в конкурсах поэтов, его произведения становились песнями для бардов. Но только в России. Почему-то дома, на Украине, правду, которой было через край в каждом стихотворении Вадима Негатурова, слышать не хотели.
"О Вадиме Негатурове я узнал незадолго до его гибели, и могу сказать, что это был замечательный поэт, которого ждало большое будущее. -- считает Николай Коняев, глава Православного общества писателей Санкт-Петербурга. -- Но произошла кровавая бойня в Одессе, и мы теперь никогда не прочтём его новых стихов. Любая смерть – трагедия, но многократно тяжелее, когда гибнет в рассвете сил и таланта добрый светлый человек, счастливый в труде, семье и творчестве".
"Казалось, Вадим постоянно беседует со Всевышним, таким одухотворённым было его лицо", рассказал «КП» отец Киприан. Любимой молитвой Негатурова была "Отче наш". Он читал ее постоянно. Библия быстро превратилась в настольную книгу. А из обожаемого с детства Высоцкого Вадим все чаще стал цитировать "Я не люблю". Это то самое стихотворение, которое заканчивается строками "мне только жаль распятого Христа". Но кроме притч о жизни Христа поэт читал о судьбах мучеников, которых сжигали, били палками, ломали руки и ноги.
"Это был очень сложный период в жизни прихожанина Вадима, - вспоминает его духовник отец Киприан. - Он как будто стал готовиться к доле мученика, казалось, он предвидит будущее".
В день, который запомнился всей Одессе навсегда, 2 мая, Вадим Негатуров уже шел домой с Куликова поля. Но раздался звонок: ему сказали, что надо спасать иконы в палатке-церкви. Предупредили, что туда идет орда нацистов из киевского Правого Сектора, что для них нет ничего святого. Было ясно, они сожгут иконы. Но тогда еще никто не мог предположить, что иконы подожгут вместе с людьми.
Вадим Негатуров не был подготовленным бойцом. Немолодой, миролюбивый, по словам родственников, он даже в детстве сторонился драк. Но в тот день сомнений не было. "Он не боец, - объяснял журналисту младший брат Вадима Александр, - но он не мог бросить иконы. Он приехал на Куликово поле уже после того, как палатку-церковь сожгли. Вадим и остальные побежали искать спасения в Доме профсоюзов. Его выкинули из окна одним из первых, я видел запись, брат был еще жив. Я потом смотрел эти кадры сотню раз…"
"Чтобы мы стали настоящими патриотами своей страны, произведения Вадима Негатурова должны звучать везде, - уверен игумен Евстафий (Жаков), настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Шлиссельбурге. - Услышав их, многие встанут в ряды защитников Руси, справедливости и Веры. Слова о павшем герое следует произносить и в Церкви до тех пор, пока он не будет причислен к лику Святых Воинов".