Москва
3 января ‘25
Пятница

Сергей Мастюгин вывел в оффшор 50 млн долларов из Инвестбанка?

Как пишет издание Сегодня, контролирующий владелец ОАО АКБ «Инвестбанк» Сергей Мастюгин, возможно, вывел из банка по одной из теневых финансовых схем до 50 миллионов долларов под видом покупки ничем не обеспеченных облигаций двух европейских компаний.

Контрольные пакеты акций обеих компаний-эмитентов, швейцарской Sofina AG и австрийской Wertbau-Gesellschaft m.b.H., были специально куплены Мастюгиным для использования их как промежуточные звенья в теневых операциях по выводу денег через их счета в Инвестбанке на личную компанию банкира - Asia Trade Management Ltd., зарегистрированнyю в Гонконге.

Неделю назад, во вторник 4 марта, Арбитражный суд Москвы официально признал ОАО АКБ «Инвестбанк» несостоятельным (банкротом) и открыл конкурсное производство в отношении банка сроком на один год. Функции конкурсного управляющего возложены на госкорпорацию «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ).

Как сообщило РИА Новости, на судебном заседании представитель временной администрации Инвестбанка, назначенной Центральным банком РФ, заявил, что при проведении финансового анализа были выявлены признаки преднамеренного банкротства, а также сомнительные сделки с ценными бумагами.

Вероятно, под сомнительными сделкам имелась в виду и покупка Инвестбанком облигаций Sofina AG и австрийской Wertbau-Gesellschaft m.b.H., котирующихся на Euroclear (международный депозитарно-клиринговый центр, обслуживающий внебиржевой международный фондовый рынок).

Отметим, что еще в «черную пятницу» 13 декабря 2013, когда Центральный банк РФ отозвал у Инвестбанка лицензию, заместитель председателя ЦБ РФ Михаил Сухов сообщил агентству «Прайм», что у Инвестбанка не имелось каких-либо активов, чтобы привлечь стандартное рефинансирование ЦБ. По его словам, банк не исполнял обязательств перед вкладчикам из-за низкого качества активов, которые не формируют достаточный денежный поток.

Как пишет «Коммерсант», на заседании столичного арбитража 4 марта представитель ЦБ РФ привел новые данные по «дыре», образовавшейся в капитале Инвестбанка. Если на момент отзыва лицензии (13 декабря 2013 года), это «дыра» оценивалась в 30,2 миллиарда рублей, то по последним подсчетам она составляет уже 44,5 миллиарда! В той же публикации в «Ъ» отмечается, что с 2012 года контролирующим владельцем Инвестбанка стал Сергей Мастюгин.

Став собственником «Инвестбанка», Сергей Мастюгин купил пакеты акций в швейцарской компании Sofina AG и австрийской Wertbau-Gesellschaft m.b.H. Другие акционеры этих компаний о махинациях не подозревали и ожидали инвестиций в новые перспективные проекты от солидного российского банка (80-е место в рентинге РИА Новости). Однако Мастюгин подставил своих иностранных компаньонов и стал использовать добрые имена и репутацию европейских фирм в корыстных целях.

По информации издания Сегодня, с 31 октября 2012 года на Euroclear были размещены облигации швейцарской Sofina AG (со сроком погашения 5 октября 2017 года и купоном в размере 6 %). Объем выпуска облигаций составил 25 миллионов швейцарских франков. Официально заявленная цель выпуска облигаций Sofina AG – привлечение денег для финансирования проекта строительства фотоэлектрических станций общей мощностью 50 МВт в селе Михалыч (Болгария). Общая стоимость проекта – 90 миллионов евро.

Позже, 13 июня 2013 года, были размещены и облигации австрийской Wertbau-Gesellschaft m.b.H. со сроком погашения 5 июля 2018 года, купоном в таком же размере 6% и объемом выпуска 30 миллионов евро. В обоих случаях все «тиражи» ценных бумаг скупал Инвестбанк, на деньги 250 тысяч российских вкладчиков Инвестбанка.

Средства от продажи облигаций, сначала аккумулировались на счетах Sofina AG и Wertbau-Gesellschaft m.b.H. в Инвестбанке, а затем выводились в оффшоры, в частности в личную компанию Мастюгина – гонконгскую Asia Trade Management Ltd. На этом следы многомиллионных «евроинвестиций» теряются. Чтобы их отыскать, добропорядочные акционеры австрийской и швейцарской компаний, чья репутация пострадала из-за данных махинаций, намерены обратиться в Европол или другие компетентные структуры.

Теперь судьба Инвестбанка, доведенного до банкротства под руководством Матюгина, на контроле у Агентства страхования вкладов (АСВ) и государственного регулятора – Центробанка. Остается надеяться, что АСВ и ЦБ выработают взвешенные решения, позволяющие максимально безболезненно преодолеть негативные последствия краха «Инвеста» для российской экономики и для имиджа российского банковского сообщества (в том числе в глазах иностранных партнеров), а виновных в умышленном банкротстве привлечь к ответственности.

Полная версия