Москва
3 января ‘25
Пятница

Правозащитница Ольга Курносова призвала власти Сербии освободить Сингха и Славина

Российская правозащитница Ольга Курносова публично обратилась к властям Сербии с призывом освободить из-под стражи арестованных 13 ноября 2013 года в Панчево гражданина РФ Виктора Славина и гражданина Украины Джаджита Сингха, топ-менеджеров компании «Нефтяная индустрия Сербии» (NIS), дочерней компании ОАО «Газпром нефть». Обращение было сделано на состоявшемся вчера, 5 марта, пикете у посольства Сербии.

«Я обращаюсь к Правительству Сербии. Мы просим внимательно расследовать дело Сингха-Славина, разобраться в нем. И на самом деле вынести законное, обоснованное решение. А оно может быть только одно – освободить Сингха и Славина», - отметила в своем обращении Курносова.

Участие во вчерашнем пикете у сербской дипмиссии приняли московские гражданские активисты. Они развернули плакаты «Сербия! Нам нужны хорошие отношения, а не незаконные посадки!», «Сербия! Остановите беспредел СБ NIS!», «Сербия! Возьмите дело «Сингха – Славина» под особый контроль!». По стечению обстоятельств акция проходила в тот момент, когда из находящегося рядом посольства Германии выехали британский посол Тим Барроу и его французский коллег Жан-Морис Рипер.

Префект ЗАО Алексей Александров был уведомлен о предстоящем пикете еще 28 февраля, но 4 марта заявителям было устно отказано в согласовании по причине того, что у посольства не поместится заявленное количество участников - 50 человек, хотя раньше здесь спокойно собирались сотни митингующих. Участники вчерашней акции посчитали, что раз за три дня им так и не отказано, то по закону акция согласована. Однако не стали обострять обстановку и ограничились одиночными пикетами.

Славин и Сингх оказались в тюрьме Панчево 13 ноября 2013 года, по огульным подозрениям в «коррупции». Тогда же полиция задержала, но потом отпустила (под залог в 400 тысяч евро) Драгишу Деспотовича и его сына Александра, владельцев австрийской BMR Group, подрядчика NIS. Деспотовича-старшего, никак не фигурирующего в «деле Сингха – Славина», схватили случайно, когда он пришел выяснить у полицейских, что с сыном.

По версии экспертов, за арестами маячат фигуры главы службы безопасности NIS Игоря Тарасова и его зама Игоря Чернова, куратора НПЗ в Панчево. Их действия согласованы с гендиректором NIS Кириллом Кравченко, сыном социолога Альберта Кравченко (уличен в плагиате). Тарасов и Чернов считаются и заказчиками агрессивной кампании, начатой против панчевских узников в российских и сербских СМИ.

Посол РФ в Белграде Александр Чепурин предпочел самоустраниться от дела Славина. Такое поведение может быть связано с тем, что в посольстве в свое время работал Тарасов. Украинским дипломатам приходится решать вопрос с Сингхом в сложной ситуации, еще в ноябре посол Виктор Недопас вернулся в Киев, встретившись перед этим с президентом Томиславом Николичем, а нового посла пока нет.

Делом Сингха – Славина занимается Оливера Секулич Шошдеан (Olivera Sekulić Šošdean), зампрокурора Панчево. Срок содержания «балканских пленников» под стражей истекает через неделю, 13 марта. По сербским законам прокуратура обязана направить в суд обвинительное заключение не позднее 5 суток до этого момента, либо извиниться и отпустить арестантов.

Следственные действия в отношении Сингха и Славина осуществляются с грубыми нарушениями законов. К ним применили самую тяжкую часть 367-й статьи уголовного кодекса (получение взятки), хотя данный состав преступления принципиально отсутствует даже по мнению юристов. Однако использование более жесткого пункта статьи позволяет «мариновать» Сингха и Славина в СИЗО и 90 суток спустя.

Адвокаты в Сербии вправе знакомиться с материалами дела еще до предъявления обвинений их подзащитным. Но в случае с Сингхом и Славиным прокуратурой сделано исключение, предоставлены не оригиналы «прослушек», добытых Тарасовым и Черновым, а только транскрипт их перевода на сербский, с неточностями и ошибками.

Прокуроры должны обосновывать причины для продления сроков содержания под стражей. Но в прокуратуре Панчево «переводят стрелки» на местную полицию, а та не суетится с передачей улик. Все это на пользу Чернову и Тарасову в их «работе» против Сингха и Славина.

«Вина» панчевских сидельцев в том, что Сингх лишь требовал от подрядчика быстрее и качественнее выполнять обязательства по «коррупционному» контракту. С 19 апреля до 13 ноября NIS и BMR Group подписали 5 договоров на сумму в 26,1 млн. евро (с НДС) и 1 договор на 54 млн. 34 тыс. динар. С двумя заказами могла справиться только эта компания.

По «коррупционному» контракту, скрепленному подписью Славина, для BMR Group полагался 10%-ный бонус (за качество и выполнение работ раньше срока). При этом документ визировался еще десятком представителей NIS, в т.ч. из «ведомства» Тарасова. Также известно, что летом 2013 года гендиректор NIS Кирилл Кравченко, до того сам контролировавший все контракты, зачем-то оформил доверенность на Славина.

Претензии СБ NIS к Славину и его коллеге в том, что Сингх, как директор по стратегии и инвестициям и зампред тендерной комиссии, в телефонных разговорах озвучивал потенциальными участниками тендеров требования максимально уменьшить цены и сообщал о прайсах от конкурентов как ориентире.

Предполагается, что это якобы дало BMR Group преференции на открытых торгах на понижение. Экспертам такая трактовка представляется абсурдной, ведь снижение аппетитов крупных подрядчиков исключает вероятность корпоративного сговора и экономит деньги собственников компании.

В материалах дела приведен факт, что Славин предоставлял договор, в котором прописан бонус в 10% от суммы контракта на случай ускоренного и качественного выполнения работ. Якобы этот бонус мог быть дважды передан от BMR Group от одного посредника другому в Австрии.

Ни одного «доказательства», если не считать таковым транскрипт прослушки, в деле не приводится. Но налицо попытка «запрессовать» Деспотовичей, Сингха и Славина, склонить их к самооговору. Представители BMR Group пошли на принцип, и NIS даже не расторгла «коррупционные» контракты. «Тертыми калачами» показали себя Славин и Сингх. Заключение их под стражей осталось последним рычагом давления.

В январе на допрос вызывался работник СБ NIS Александр Тодорович. На вопрос о сути контракта с BMR Group он ответил, что если 10%-ный бонус был передан Сингху и Славину и если это будет доказано по суду, тогда NIS потерпела ущерб. Если факт дачи взятки не будет доказан, то и тогда NIS якобы терпит, ибо новость об аресте менеджеров опубликована (с подачи Чернова и Тарасова) в прессе.

Допустят ли судебные инстанции в Панчево произвол, будет ли восстановлена справедливость в отношении Джаджита Сингха и Виктора Славина, как поведут себя руководители «Газпром нефти» и NIS, станет известно уже совсем скоро.

Полная версия