Молоко с европейским вкусом
Одной из важнейших тенденций XXI века стали процессы глобализации. Российская промышленность все теснее интегрируется с мировой, не стал исключением молочный бизнес.
Такая известная международная компания, как Danone, стала крупнейшим игроком на молочном рынке России. Она принесла в Россию уникальные технологии, оказавшие революционное влияние на ассортимент молочной продукции. Яркий пример - внедрение высокотемпературной обработки молока (метод УВТ) и применение асептической упаковки позволили многократно увеличить срок годности молока. Ещё совсем недавно российские домохозяйки вырезали из газет и журналов советы по использованию прокисшего молока. Нынешнее поколение уже стало забывать подобные советы. Сейчас молоко может по несколько месяцев храниться в тепле, полностью сохраняя все свои полезные свойства.
Если несколько лет назад нескисающее молоко воспринималось как чудо, то сейчас этим уже никого не удивишь. Также перестал вызывать удивление широчайший ассортимент молочных продуктов на магазинных полках. Одних только йогуртов с различными фруктовыми добавками можно насчитать не менее десятка, от обычного яблока до экзотической маракуйи. Всё это является заслугой иностранных компаний, купивших отсталые советские фермы и молокозаводы, а затем модернизировавшие их в соответствии с мировыми стандартами. Небольшие региональные предприятия, ещё не вошедшие в состав крупных компаний, не могут похвастаться подобным разнообразием выпускаемой продукции. К контролю качества также возникают вопросы, тогда как международные компании применяют стандарты, опробованные во многих странах мира и доказавшие свою эффективность.
Очень часто российские потребители с предубеждением относятся к использованию пальмового масла для нормализации жирности молочных продуктов. Вместе с тем, пальмовое масло является самым распространённым растительным маслом в мире. Отечественные потребители раньше не сталкивались с этим продуктом, поскольку в России масличная пальма не растёт. Непривычный продукт кажется опасным, но пальмовое масло - это обычный растительный жир, а никакая не "химия". В мире накоплен огромный опыт использования тропических жиров в пищевой промышленности. Исследования показывают, что умеренное употребление в пищу пальмового масла не наносит вред организму человека.
В отличие от быстро меняющейся моды на одежду или мобильные телефоны, традиции приготовления продуктов питания очень устойчивы. Но поскольку Россия сейчас активно встраивается в мировую экономическую систему, постепенные изменения неизбежны даже в самых консервативных областях.
История знает такие примеры - ведь когда-то в России с недоверием относились к картофелю и помидорам, и великий реформатор Пётр I почти насильно заставлял есть эти овощи, которые сейчас воспринимаются как исконно русские. Вполне возможно, что продукты с содержанием тропических жиров когда-нибудь станут столь же привычными, как картошка. Тем более, что пальмовое масло является не только самым распространённым, но ещё и самым дешёвым маслом в мире. Благодаря этому удаётся существенно снизить себестоимость конечного продукта, что очень важно для небогатых российских потребителей.
Кроме передовых технологий переработки молока, международные компании принесли в Россию современные стандарты социальной ответственности. Например, Danone финансирует социальный проект автономной некоммерческой организации "Доверие", направленный на распространение информации о здоровом образе жизни и правильном питании среди дошкольников и школьников младших классов. В настоящее время аудитория проекта, включая детей и их родителей, превысила 100 тыс. человек.
Danone реализует программу "Поколение Милк" по поддержке аграрного высшего образования, направленную на ознакомление российских студентов с наилучшими глобальными технологиями производства пищевых продуктов.
Особое внимание международные компании обращают на охрану окружающей среды. Разработаны программы, направленные на комплексное уменьшение вредного влияния производства на природу. Успешная реализация экологических программ позволяет снизить потребление воды в расчёте на единицу выпускаемой продукции, сократить выброс парниковых газов.
Однако, периодически находятся противники применения современных технологий в молочном производстве, эксперты, ратующие за возврат к натуральному продукту и фермерству, мотивируя это тем, что, по их мнению, якобы, и пальмовое масло вредно для здоровья, и пастеризация разрушает структуру молока. Однако, оспаривать пользу пастеризации — технологии, которая применяется уже более ста лет, — значит расписываться в собственной некомпетентности. С другой стороны, было бы глупо сомневаться в достоинствах цельного фермерского молока, но очевидно же, что накормить огромную страну натуральным продуктом невозможно.
Получается, что современное молочное крупнотоварное производство остается единственным способом удовлетворить потребность страны в молоке. При этом потребители молочной продукции имеют возможность "проголосовать рублём", поддержав производителей качественной продукции. Останавливая свой выбор на известных брендах («Био Баланс», «Тёма», «Смешарики», «Простоквашино»), покупатель не только получает молочную продукцию отменного качества, но также способствует дальнейшему развитию молочного рынка России. Теряя сбыт, отстающие производители будут вынуждены внедрять глобальные стандарты изготовления пищевой продукции или продавать свои предприятия более успешным игрокам на рынке.