Москва
19 ноября ‘24
Вторник

Охота за сжиженным газом

Ликвидации монополии Газпрома на экспорт сжиженного природного газа (СПГ) открывает еще двум компаниям, Роснефти и Новатэку, экспортное окно в азиатско-тихоокеанский регион, путь в который лежит через Арктику. Однако, любые изменения на стратегическом для России рынке энергоносителей автоматически влекут за собой социальное напряжение у населения, всегда подозревающего, что, после очередного передела на этом самом рынке, неизбежно поползут вверх цены на газ и бензин, а, вслед за ними, конечно и расценки на услуги в сфере ЖКХ и продукты потребления. И опасения такого рода, зачастую, бывают обоснованы.

Но, можно с немалой долей уверенности, сказать, что те структуры, которые жаждут любыми способами получить возможность прильнуть к экспорту СПГ, особо не беспокоятся по поводу социального напряжения. Очень уж перспективное и доходное направление. Дело в том, что повышение значимости СПГ объясняется еще и тем, что для работы в Арктике придется отказаться от привычного дизельного топлива. Введение ограничений на выбросы для судов сформировало новый тренд в морском судоходстве — использование СПГ в качестве бункерного топлива. Ожидается, что такая инициатива повысит экологичность морских перевозок и станет новым отраслевым стандартом. Ведь на СПГ как основном топливе, помимо машин океанских судов, могут работать двигатели легковых и грузовых автомобилей, автобусов, железнодорожных локомотивов и самолетов. Переход на СПГ позволит не только снизить нагрузку на экологию, но и повысить грузоподъемность транспортных средств, увеличить их скорость и сократить эксплуатационные затраты.

Представляете, как миллиарды приплывут к тем, кто будет допущен к разработке сжиженного природного газа? И вот тут-то и начинается традиционные российские игрища под названием «Сегодня делим вкусные куски завтрашнего пирога».

С 1 декабря, в соответствии с этим законом об экспорте газа, право экспорта СПГ получают только две категории компаний: владельцы лицензий на месторождения федерального значения, у которых на начало 2013 года в лицензии было зафиксировано строительство СПГ-завода или направление газа на сжижение, а также государственные компании, производящие СПГ из добываемого на шельфе газа или в рамках Соглашения о разделе продукции.

В итоге, кроме «Газпрома», этим критериям соответствуют только «Роснефть» и «ОАО «Ямал СПГ». И все. На этом список счастливчиков заканчивается. Остальные компании экспортными полномочиями не наделены, так как сложная конфигурация критериев, которым они должны соответствовать, не позволяет им этого сделать. И теперь, чтобы развивать бизнес на должном уровне, они должны брать в партнеры, как понятно, «Роснефть», «Газпром» и «Новатэк».

И тут выясняется еще одна, не менее интересная, история. Выдавать лицензии будет эксклюзивно Министерство энергетики, и ему же придется формировать и нормативную базу для того, чтобы регулировать отношения между компаниями – экспортерами СПГ. А это уже несколько меняет ситуацию.

С учетом указанных перспектив доступ к экспорту СПГ видится ведущим компаниям страны, как серьезный потенциал для развития бизнеса. Потому понятно желание частных российских компаний и самой крупной из них — Лукойл — войти в расширенный клуб экспортеров СПГ. С этой целью компания предприняла ряд шагов. Заявила план по созданию нового центра добычи углеводородов в Якутии на побережье Хатангского залива моря Лаптевых. Здесь месторождения удалены от инфраструктуры настолько, что кроме сжижения других возможностей для коммерциализации добычи газа попросту нет. Глава компании — Вагит Алекперов — в феврале, когда Минэнерго было поручено подготовить изменения в законодательстве по либерализации экспорта СПГ, обсудил этот проект на встрече с президентом России. Но даже на таком уровне Лукойлу не удалось присоединиться к «большой тройке» допущенных к СГП.

Но российский большой бизнес не привык просто так уходить и оставлять сладкий порог кому-то, пусть даже и государству. Тем более, недавно принятый закон об изменении состава экспортеров СПГ не прошел проверку на коррупциогенность. И, наверное, зря этому фактору не придали какого-либо серьезного значения. А ведь надо было, так как уже сейчас происходит ряд якобы «совершенно случайных» совпадений, которые могут вызвать определенные сомнения в непредвзятости «допуска к СГП».

Вот лишь несколько примеров. Так глава Департамента переработки нефти и газа Михаил Грязнов, кому «придется» в дальнейшем регулировать весь экспорт СПГ, по некоторым данным, имел финансовые взаимоотношения с «Лукойлом». Он начал свою работу в отрасли в компании «Центр Сити», которой владели некие А. Гордиенко и А. Маер, которые возглавляли аффилированные с менеджментом «Лукойл» структуры: первый был гендиректором компании «Импэкснефетхим», а второй руководил ее дочкой – компанией «Трансполимер». Цепочка, конечно, не прямая, а двухходовая. Но в российском крупном бизнесе, тем более, если речь идет о перспетивных направлениях, такие цепочки обычно отлично работают.

А не много ни мало целый помощник министра энергетики Михаил Столяров, по данным Пенсионного Фонда РФ, вообще, получал доход в четырех компаниях, напрямую связанных с «Лукойлом».

И неудивительно, если «Большая тройка» компаний с госучастием, допущенных к экпорту СПГ, «совершенно случайно» вдруг превратиться, скажем, в «четверку» или даже в «пятерку». И при этом, новоявленные участники экспорта сжиженного природного газа окажутся полностью частными структурами. Без какого либо государственного участия.

Полная версия